Божественный Рамсес: ослепительное Солнце Египта

В этoм цaрe Eгиптa бoжeствeннaя и чeлoвeчeскaя сущнoсть слились в нeпoвтoримую личнoсть, в oбрaз цивилизaции, прoсущeствoвaвшeй нeскoлькo тысячeлeтий

В кoнцe XIX вeкa нa eврoпeйскoм рынкe стaли пoявляться уникaльныe прoизвeдeния дрeвнe-eгипeтскoгo искусствa нeизвeстнoгo прoисxoждe ния. Eгипeтскиe влaсти зaинтeрeсoвaлись истoчникoм пoступлeний. Пoдoзрeниe пaлo нa Aбд эль-Рaсулa, житeля Луксoрa, прoмышлявшeгo тoргoвлeй дрeвнoстями. Дaуд Пaшa, губeрнaтoр гoрoдa Кeнa, вынудил eгo выдaть,тaйник — oбнaружeнную им грoбницу в oднoм изо прирoдныx aмфитeaтрoв, oбрaзoвaнныx скaлaми Дeйр эль-Бax-ри нa зaпaднoм бeрeгу Нилa.

В 1881 гoду eгиптoлoг Эмиля Бругш исслeдoвaл тaйник. «…И вoт наша сестра ужe прoбирaлись чeрeз лaрцы с фaянсoвыми пoгрeбaльными принoшeниями, мeтaлличeскими и aлeбaстрoвыми сoсудaми, пeлeнaми и рaзличными мeлoчaми, пoкa нaкoнeц нe дoбрaлись дo пoвoрoтa кoридoрa, — писaл oн. c В глaзa брoсились сaркoфaги, в тaкoм кoличeствe, чтo я был прoстo пoтрясeн. Сoбрaвшись с чувствaми, я oбслeдoвaл иx тaк тщaтeльнo, кaк мoг этo сдeлaть рядом свeтe мoeгo фaкeлa, и срaзу жe увидeл, чтo в ниx пoкoятся цaрствeнныe пeрсoны… Иx зoлoтoe пoкрытиe и oтпoлирoвaнныe пoвeрxнoсти тaк яснo oтрaжaли мoe взвoлнoвaннoe лицo, чтo кaзaлoсь, будтo бы я глядeл в лицa свoиx сoбствeнныx прeдкoв… Я был нaстoлькo пoтрясeн, чтo нe понимал, факт. Ant. нереальность это или сон. Опустившись для какой-то гроб, я невольно взглянул на крышку и вразумительно увидел имя фараона Ставная I… в нескольких шагах ото него в простом деревянном гробу лежал со скрещенными получи и распишись груди руками сам Рамсес II, безмерный владыка древнего Египта…»

Погребальные пелены были развернуты 3 июня 1886 возраст в Булакском музее Гастоном Масперо. Репейник Рамсеса, гордое, с орлиным профилем, опять-таки открылось миру.

Египетская казус богата яркими личностями: творения сотен тысяч рук, объединенных единой несгибаемой по собственному желанию, стали мостом через века, вследствие которому сегодня мы знаем их имена и восхищаемся их деяниями. Надо думать, одно из самых величественных середь этих имен — Рамсес — номенклатура царя, названного традицией Великим ради мудрость 67-летнего царствования и величие многочисленных памятников.

Более нежели два тысячелетия исторического и культурного развития страны предшествовали воцарению Рамсеса II Великого для египетском престоле. Для него, (то) есть и для нас, величественные пирамиды были наследием древнего Египта, которым интересовались просвещенные мудрецы.

А так же, как исключается представить себе Египет сверх пирамид, невозможен он и без участия наследия Рамсеса II, фараона, оставившего получи земле поистине «божественные» пахтанье. Великолепные храмовые комплексы, построенные сообразно всей стране, прославляют царя — сына бога, хранящего мирской порядок согласно порядку небесному. Получай камнях, победивших время, весь еще звучат слова Рамсеса, высеченные больше тридцати веков тому взад: «Господин всего сущего ес меня великим, когда паки (и паки) был я ребенком, до того, что я стал царем. «Возложите корону его получи голову его, — в такой мере говорил отец обо ми, пока он был сверху земле, — дайте ему находиться во главе этой страной, дайте ему изъявить лицо свое людям…» Во, я был как Солнце по-над людьми; Юг и Север около стопами моими».

Грандиозность деяний Рамсеса потрясает современного человека; их фрукты можно увидеть по всей стране — сверху севере, в Дельте, в Мемфисе и Фивах, в далекой Нубии.

Фивы, крепость тысячелетней традиции царской администрация, в египетских текстах зачастую назывался простой Ниут — «Город». «Фивы победоносные», местопребывание «царя богов» Амона-Итиль, при Рамсесе II пережинали эпоху значительного подъема экономики и храмового строительства. По восточного берега Нила, разделяющего место на две части, располагались деньги районы царского дворца, домов знати и жречества. С севера они граничили с величественным храмовым комплексом бога Амона, его муж и жена Мут и их сына Хонсу в Ипет-Сут (Карнак), а держи юге примыкали к Ипет-Рссет-Ра — южному храму Амона (Луксор).

…134 колонны гипостильного зала храма Амона в Карнаке, высотой 16 и 22 метра, вонзаются в лазуритовое египетское эмпирей. Здесь, в глубине храма, доступной всего посвященным, в каменных «зарослях папируса» рождался получи цветке лотоса сам Ра-Ра, вселенский бог, осязательный в образе Солнца. Все колонны и стены зала покрыты восхитительными рельефами, которые в отдельных случаях-то были ярко расписаны и барином отделаны золотом.

Два грандиозных обелиска и двадцатиметровые колоссы царя украшали сени в Луксорский храм — второе ступа Амона, расширенное при Рамсесе. Вотан из обелисков находится без дальних слов в Париже. Во всем величии восседает Рамсес получай каменных престолах в сопровождении супружник и многочисленных детей. Каждая акролит обожествленного еще при жизни Рамсеса имела в древности собственное титул. Колосс царя во дворе Луксорского святилища именовался «Припек властителей стран иноземных».

Сверху западном берегу Фив в сравнении с утесами «Западной горы» был воздвигнут зодчим Пенра заупокойный мечеть Рамсеса II — Рамессеум. Сохранившийся тут. Ant. там упавший колосс царя является величайшей монументальной скульптурой и весит бок о бок тысячи тонн.

На протяжении всего делов царствования Рамсеса II интересовала Нубия с — поместья золота Вават и Куш. Отселе Египет получал ценнейшее сырьевые материалы — драгоценные металлы, дорогое дрюк, слоновую кость, полудрагоценные камни, страусовые перья, а равно как «животных для экзотических садов Его Величества» и многое другое. Нубийцы были признанными мастерами корабельного картина; многочисленные верфи, расположенные три шага от Кубана, сделали починок Сиену (совр. Асуан) крупным торговым центром африканского континента. Огрудок Абу, названный греками Элефантиной, был резиденцией бога Хнума, «Владыки порогов», и его семьи — богинь Сатет и Анукет. Отсюдова, по мнению египтян, начинался благостный паводок великого Хапи — эдак древние именовали Нил.

Буква земля стала местом грандиозных строительных работ. Рамсес II воздвиг после этого семь храмовых комплексов. Сии храмы были символами набожности и, совместно, самовозвеличивания. Фасад большого храма в Абу-Симбеле, называвшегося Мягкая рухлядь, украшен четырьмя колоссальными изваяниями царя в сопровождении семьи. Затруднительно даже представить себе, (в времени потребовалось на его к. Над входом в храм в скале вырезан поразительный «ребус»: фигура бога солнца Итиль опирается на знак «сила» и фигуру богини истины Маат; сия композиция является скульптурным изображением одного изо престольных имен Рамсеса — Усермаатра — «Могущественна Достоверность Ра».

Высеченные в скале залы храма украшают прекрасные рельефы, повествующие о жизни и военных походах Рамсеса. Центральное область уделено битве при сирийском городе Кадете — знаменитому противостоянию Египта и царства Хатти, получай территории которого сейчас располагается Оттаманская империя. Здесь изображено египетское кавалерия, поколебавшееся под натиском хеттских колесниц, и запечатлена эйдетизм о личном мужестве царя, оказавшегося в окружении и воззвавшего к Амону, своему божественному отцу:

«Неужто забыл родимый батюшка сына своего? Разве преступил я предначертания твои? Сколько сердцу твоему, о Амон, азиаты сии, не ведающие бога?! Возможно ли не воздвиг я для владыки гибель великих памятников? Будь милостив к полагающемуся возьми тебя и пекущемуся о тебе до влечению сердца!.. Я пришел семо по велению уст твоих, Ра, я не преступал предначертаний твоих. Смотри, я обращаюсь к тебе с мольбою у пределов чужих земель, а афония мой доносился до города Гермонта. И пришел Ра, когда я воззвал к нему, и простер дьявол ко мне десницу свою, и я возликовал, — и был дьявол за мною и предо мной одновременно; и окликнул он меня: «Я с тобою. Я фазер твой. Десница моя по-над тобою. Я благотворнее ста тысяч воинов. Я властелин победы, любящий доблесть»».

Хетты первыми предложили фараону окружение. Посол царя Хаттусили в сопровождении переводчика-египтянина прибыл в столицу фараона — починок Пер-Рамсес на северо-востоке Дельты — и вручил египетскому царю серебряную дощечку с клинописным текстом договора, заверенного печатями, изображавшими царя и царицу Хатти в объятиях их божеств, соглашение был переведен на демотический язык и впоследствии увековечен сверху стенах Карнака и Рамессеума.

Сие был первый известный нам ненасильственный. Ant. враждеб договор в истории человечества, и, будто достойно отдельного упоминания, обе стороны придерживались его примерно два века — вплоть перед гибели хеттского царства почти ударами средиземноморских племен, скажем называемых «народов моря».

В логотип того, что между двумя государствами установились союз и взаимопонимание, владыки Египта и Хатти, их муж и жена и приближенные стали переписываться. Середи глиняных табличек дипломатического архива Хаттусы — столицы царства Хатти — были обнаружены корреспонденция самого Рамсеса, его супружеская пара Нсфертари и великого везира Пасера.

В 1965 году о храмах Рамсеса в Нубии узнала все мировая общественность: строящаяся высотная Асуанская плотинка грозила Абу-Симбелу, по образу и тысячам других древних памятников, затоплением. В результате невероятных работ, проведенных подина эгидой ЮНЕСКО, храм был распилен держи блоки и перенесен на больше высокое место. Как и заблаговременно, два раза в год — в житье зимнего и летнего солнцестояния — лучи солнца проникают по мнению оси залов в святилище храма и освещают восседающие бери тронах фигуры бога Амона, Волга и самого Рамсеса Великого.

Рукой подать от большого храма в Абу Симбеле расположен и другой породы, малый храм — Ибшек, отданный любимой супруге Рамсеса — знаменитой красавице древности, царице Нефертари Мерен-мут. Только) название святилища украшен по обе стороны с входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, среди которыми стоят колоссы самой Нефертари в образе богини любви Хатхор. «Рамсес, некто воздвиг храм, высеченный в бездолье навечно, — говорится в значительный посвятительной надписи на фасаде, — вследствие Великой супруги царской Нефертари… праздник, ради которой светит (небесное». Во внутренних помещениях храма Нефертари представлена в образе священной звезды Сириус. Столбы колонного зала украшены ликами богини Хатхор, венчающими изображения систров — священных трещоток, которыми жрицы аккомпанировали своему пению в храмах. В наос храма стояла статуя коровы — священного животного Хатхор, добрый богини, которая, сотрясая тростники болот загробного таблица, указывает путь истины заблудшим душам.

Бери 24-м году правления Рамсеса II составление грандиозных храмов в Абу-Этим-беле было завершено. С целью освящения комплекса и основания культов божеств государев флот отплыл из Фив в Нубию.

Получай севере Египта, в Восточной Дельте, Рамсес II основывает начисто новый центр политической и культурной жизни Египта — Удача-Рамсес-Мериамон («Дом Рамсеса-Желанный-Амоном») Великий Победами, превратившийся в местоположение двора всех фараонов эпохи Рамессидов и восхищавший современников. Пока от ослепительного Пер-Рамсеса чуть не ничего не осталось. В эпоху угасания египетской цивилизации обелиски, колоссы и колоннады Везение-Рамсеса были перевезены в новую столицу — городище Танис, где они и находятся прежде нашего времени, прославляя нетленное псевдоним Рамсеса Великого.

Как и в каждом царе Египта, в Рамсесе II сливались вместе две сущности — смертного человека, первого посреди людей, посредника между скопом богов и людей, и божества, воплощения сверху земле бога Хора, сына Волга. В последние годы правления, что желая подтвердить свою замеч, Рамсес II принял особое репутация «Великая Душа Ра-Хорахте», объявляя себя таким образом воплощением солнечного бога получи и распишись земле.

Рамсес II скончался для 67-м году правления в возрасте 88 планирование и упокоился в Фивах, в своей усыпальнице в Долине царей. В вчера(шний день) время гробница величайшего царя XIX династии находится в удручающем состоянии; в какой-то мере открытая еще в древности, возлюбленная затоплялась более семи в одно прекрасное время, что крайне губительно сказалось получай плохом известняке, который составляет сосредоточение скалы над гробницей. К ужасу планетарный общественности было выявлено, почему большая часть великолепных раскрашенных рельефов за штукатурке, когда-то украшавших последнее гнездилище тела Рамсеса, обрушились со стен и погребены перед наносным песком различных наводнений. Как ни говорите в настоящее время французской экспедицией ведутся работы в области расчистке и предварительной консервации гробницы.

Погодя тысячелетия после правления Рамсеса II симпатия все еще жил в сакральной и народной устои египтян. Культ Рамсеса II, царя, восстановившего страну задним числом кризиса Амарнской реформы и принесшего ей регенерация, продолжали отправлять в Абидосе и Мемфисе. Именуя царя Сезострисом, о Рамсесе говорит в своей «Истории» гениальный. Ant. маленький греческий историк Геродот.

Протоколы Рамсеса II велики. Его пора, по праву вошедшая в историю древнеегипетской цивилизации якобы одна из самых ярких, была отмечена глубокими изменениями в египетском обществе и его духовной жизни. Сие был период возрождения древних традиций. Сверху смену пренебрежению святынями предков пришло эпоха осознания святости той духовной и материальной культуры, которая была завещана потомкам фараонами, правившими этой землей во уже два тысячелетия.

Увы и ах, деяния наследников «Возлюбленного Амоном» якобы лишь об их посредственности. «Долгие царствования сильных личностей чаще общем были эпохами счастливого существования народа; они были отмечены быстрым мирным развитием, стабильностью и повышением благосостояния общества. Чай, если царствование длится преувеличенно долго и если оно превышает перепавшее жизни одного, а то и двух поколений, ведь оно становится причиной стагнации, мирной и безропотной дремоты, которая приводит к очевидным знакам упадка», — писал квал германский египтолог Райнер Штадельманн, сравнивая Рамсеса II с сильнее близкими к нам по времени Людовиком XIV и Фридрихом II Прусским.

Прошли тысячелетия. Наши современники склоняются надо стеклянным саркофагом с останками выдающегося владыки Египта в Египетском музее в Каире и наслаждаются непревзойденной красотой росписей гробницы Нефертари, повторяя кличка Рамсеса Великого. Некоторые, самые настойчивые, посещают пресловутый Абидос, священный город Осириса. Тогда, в великолепном храме царя Перестав I, отца Рамсеса Великого, в одном из рельефов изображен симпатия сам и его маленький дитя-наследник. Мальчик держит в руках канделябр и с почтением вглядывается в бесчисленные имена предков, произнося их во всеуслышание, тем самым, согласно египетскому обряду, давая им новую бытье. Его собственное имя «Рамсес» выписано в этом месте же. Догадывался ли спирт о том, что правители последующих веков, до сего времени как один, в честь него будут ходить от рождения это ставшее легендарным номенклатура?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.