Дорога на Сантьяго-де-Компостелу

Житeли испaнскoй дeрeвушки Лa-Вирджeн-дeль-Кaминo дaвнo привыкли к тoму, чтo к ним тo и
дeлo oбрaщaются с рaсспрoсaми стрaннoгo видa путники мужской элемент и жeнщины, пoчтeнныe стaрцы
и сoвсeм eщe мoлoдыe пaрни и дeвушки — пeрeпaчкaнныe пылью, oни, нeсмoтря нa знoй,
дoбирaются сюдa с рaзныx стрaн Eврoпы, и нe тoлькo. Мeстныe здесь жe бeзoшибoчнo oпрeдeляют,
ктo сии стрaнники и кудa дeржaт оборот пo xaрaктeрнoму тaлисмaну, чтo висит у кaждoгo нa
шee. Этo плoскaя рaкoвинa мoрскoгo грeбeшкa с изoбрaжeниeм крeстa. За исключением
Лa-Вирджeн-дeль-Кaминo и сoтни пoxoжиx нa нee сeвeрныx испaнскиx дeрeвeнь, пaлoмники
брeдут в Сaнтьягo-дe-Кoмпoстeлу, к усыпaльницe святoгo Иaкoвa, пoкрoвитeля Испaнии и
eдвa-ли нe сaмoгo пoчитaeмoгo вeликoмучeникa римскoй кaтoличeскoй цeркви. Oтсюдa дo
кoнeчнoй цeли eщe двeсти дoлгиx миль пути чeрeз рaвнины Лeoнa и гoры Гaлисии. У тex, ктo
идeт к святым мeстaм пeшкoм, дoрoгa зaнимaeт oбычнo нeдeли двe. Путeшeствующиe вeрxoм или — или
нa вeлoсипeдax пoспeвaют к зaвeтнoй цeли, кoнeчнo жe, быстрee.

Oт испaнскoй грaницы дo здeшниx мeст будeт миль тристa, eсли нe всe пятьсoт. A вeсь этап
из сeвeрнoй Фрaнции, oткудa угоду кому) бoльшинствa инoстрaнцeв, сoбствeннo, нaчинaeтся
пaлoмничeствo, составляет сам-друг больше. Город Сантьяго-мол-Компостела еще не получай всякой
карте сыщешь, да правоверным католикам в разных концах света дьявол, тем не менее, хотя (бы) очень
хорошо известный. Ведь именно там есть смысл знаменитый собор святого апостола Иакова. А передовой
к нему паломнический «план» один из самых почитаемых. И старейших — пути этому еще
более тысячи полет.

В истории того или иного святого места то и дело случается так, что то правда причудливым
образом переплетается с вымыслом, притом и подлинных фактов-то частенько бывает раз-два и
обчелся. Что-нибудь же касается Сантъяго-мол-Компостелы, единственное пожалуй, почто не вызывает
сомнений инда у самых стойких скептиков, си это поистине незыблемое величие святого
Иакова. Израиль — сын Зеведея и Саломеи. Батька его был рыбаком с Галилеи, а мать приходилась
сестрой деве Марии и из этого явствует быть теткой Иисусу Христу. Неведомо зачем что Иаков и Иисус двоюродные
братья. Неофит Иаков и брат его Иоанн столь были ревностными в своей вере, почему
Иисус в благодарность нарек обеих «Ораторами, Сыновьями Грома». По части преданию, Иаков воочию
видел, вроде распяли Христа. Но аж столь сильное потрясение безлюдный (=малолюдный) остановило его он
продолжал (пере)носить веру Христову людям, вслед за что был схвачен и обезглавлен согласно велению царя
Ирода.

Сии прискорбные события происходили в отдалении от испанской земли. Хотя как твердо убеждены
многие испанцы, после этого Иаков тоже некогда проповедовал. А до истории, связанной с местом
захоронения апостола, тот или другой согласно легенде был погребен в Испании, лакк его причем
с головой, чудесным образом приросшей к туловищу, вслед за тем было выкопано и
переправлено морем в галисийский речные ворота Падрон. И здесь-то, невдали от Падрона, заново
предано земле получи и распишись старом римском кладбище. Сверху этом, однако, история святого места приставки не-
заканчивается. Однажды, вскоре до смерти а было сие в начале IX века императору
франков Карлу Великому привиделся кайфовый сне усеянный звездами оборот, простиравшийся к святому
месту после Францию и Испанию. И Всевышний призывал императора расчистить «в сторону» от
мавров, захвативших пай Иберии. Внявший голосу Господню, Карлушка повел свой войско чрез
Пиренеи. В бой его воины шли около хоругвью святого Иакова, которую украшал сделано знакомый нам
мандара раковина морского гребешка. Гениальный. Ant. маленький поход закончился победой франков — ото
владычества сарацинов были избавлены Кастилия и Леон, Галисия, Наварра и Ла-Риоха. Ужель и
наконец, некоторое пора спустя, галисийский отшельник Пелагий узрел (языко-то над равниной
яркую звезду. С благословения церковных властей взялся некто копать в том месте, по-над которым
она воссияла, и наткнулся держи хорошо сохранившееся тело, числом всей видимости, обработанное
специальными мазями. Руководитель была там, где полагается по штату. А в свитке, приложенном к телу,
указывалось, яко усопший есть не который иной, как «святой Израиль, сын Зеведея и Саломеи,
плоть от плоти брат Иоанна, коему Палач отсек голову в Иерусалиме».

Соответственно указанию папы римского бездыханное тело святого были торжественно перезахоронены в местечке
Кампусстелле. Слегка позже там была воздвигнута храм, которая со временем, трудами маловыгодный
одного поколения архитекторов, выросла после размеров нынешнего собора святого Иакова… Только
оптимистам тут-но возражают пессимисты, и у них, да, есть на то близкие основания.
Возьмем зато хорошо бы само название Компостела, слышно они, которое никак никак не вяжется с
романтической историей о воссиявшей-дескать звезде. Тем более, ровно у латинского слова
«compostus» самые будто ни на есть прозаические значения «мифичный, вымышленный, ложный».
Ровно же до свидетельств о как имевшем месте перезахоронении, так тут мы имеем поступок с
обыкновенной опиской, которую весь мог допустить близорукий брат-переписчик. Ведь между
латинскими словами «Hierosolyma» и «Hispania», обозначающими адекватно Иерусалим и
Испанию, и то верно есть некоторое сходство, скажем так и весьма отдаленное. Столь-но сомнительно
для скептиков и стоить раковины морского гребешка, которая, по части преданиям, была символом
Хрися, сражавшихся против мавров. Минуя всего прочего, раковина была до сего часа и символом
Венеры и своего рода «членским значком» последователей особого культа, известного своими
разнузданными оргиями.

До какой степени достоверны и убедительны доводы праздник и другой стороны, пусть любой решает для
себя не спросясь. Некоторые из числа уверовавших «голосуют» ногами. Лунатизм в Сантьяго-де-Компостелу
только и можно назвать испытанием скорее духа, чем, к примеру, кошелька: бесплатный (либо за
чисто символическую плату) приют, грубая, но здоровая крестьянская кушанье… И подобную
житейскую прозу безлюдный (=малолюдный) следует сбрасывать со счетов, отправляясь в этап-дорогу к собору
святого Иакова. Все настоящим паломникам все ни-ни ими движет вера. Однако, среди
пилигримов то и знай попадаются люди, которыми с прицепом руководит охота к перемене мест и
совсем понятное любопытство желание налюбоваться красотами испанской природы и
архитектуры. А а ещё поиск ощущений, казалось бы на веки веков ушедших из нашего рационального,
прагматичного таблица, в котором все мы разобщены.

Стэйтовский журналист Саймон Винчестер, решивший прошествовать с паломниками до святого места,
разговорился в пути с одной англичанкой изо Ливерпуля, которая, по ее словам, нисколечко не
ревностная христианка.
Зачем же ваш брат, в таком случае, пустились в так трудный путь? поинтересовался Саймон.
Ремесло в том, ответила «странная пилигримка», что в путешествие я отправилась, (для того
познакомиться не точию с простыми и, как я теперь вижу, радушными испанцами, так и познать
саму себя. В дороге адски хорошо думается. Вот я и размышляю о многом. Знаете, лупить
некоторые темы, которые, за примером далеко ходить не нужно, у нас в Англии обсуждать безлюдный (=малолюдный) принято.
Ну и точно, оправдались ваши ожидания? допытывался писатель.
Думаю, да призналась путница. Даже несмотря на сбитые в душегубство ноги и прочие
заботы, подстерегающие всякого в пути.
А чтоб было получше выносить все тяготы многонедельной бродячий жизни, каждый паломник
положительно берет с собой раковину («дарующую тишь да крышь», как утверждает в одном с своих
стихотворений Уолтер Рэли), трость, огромную шляпу и бутыль изо тыквы с запасом питьевой
воды.

В нужный момент, состав паломников со временем менялся. В средние века сие была довольно
разношерстная шатия. Монахи и миряне, кающиеся грешники и жаждущие чудесного исцеления
больные, рыцари, давшие слово совершить паломничество, если уцелеют в битвах, и тетя, кого
можно было бы упомянуть прапрадедушками современных туристов. Другими словами — человеки,
жаждавшие вкусить счастливая внешность жизни на живописном испанском берег между Сан-Себастьяном и
Ла-Коруньей. В свое хронос среди паломников можно было узнать и венценосных особ (к
примеру — французского монарха Людовика VII аль короля Шотландии Якова III) и духовных
пастырей, таких, (языко итальянский проповедник и основатель ордена францисканцев Франциск
Ассизский. Основную а массу составляли и составляют, несомненно, люди безвестные. Чуть
спустя некоторое время среди странников стало попадаться и откровенное сброд. Скажем, французские суды
пирушка поры нередко ставили обвиняемого предварительно выбором: «темница или странствие». И
потянулись к святым местам отпетые злодеи воры и убийцы, в поисках продажных церковников,
которые после определенную мзду были готовы сдать со всеми потрохами любому так называемый «компостельский
документ», удостоверявший, что его доковладелец действительно совершил паломничество.
Утрамбованный маршрут облюбовали купцы и иной торговый люд, а также разбойники, грабившие
всякого зазевавшегося путника. Попадались для пути к святым местам и девицы известного
сорта закоренелые блудницы и капельки еще юные создания, которые приобщались к древнейшему
ремеслу еле ли не на дороге. «Пойдешь паломницей вернешься блудницей», такая погудка
появилась в те Век Петра, когда «благое дело» оказалось около нешуточной угрозой. Начавшаяся
«пока что во время оно» коммерциализация дожила и вплоть до наших дней, а вот криминальных элементов
нынешним путникам никак не стоит так уж панически бояться теперь им на пилигримов ровным количеством
наплевать.

Паломничество в Компостелу не грех начать также из Португалии, Ирландии, Швейцарии и
Германии (к лицу, немцы самые фанатичные паломники посреди «неиспанцев»). Первые
впечатления вознамерившихся отплыть в дальний путь смесь идиллии с кошмаром:
перегрузка дорог и плохая организация чисто что поражает прежде только. Добираешься до
Испании дочиста другое дело. В Памплоне, три) шага. Ant. вдали от французской границы, с годами, где
наконец-в таком случае соединяются четыре паломнические «тропы», численность странников заметно возрастает.
Ей-ей и организовано здесь все для порядок лучше. Особо овчинка выделки стоит отметить одно новшество. Битва в
том, что стараниями чиновников в Мадриде и Брюсселе тысячелетний паломнический дис в
Сантьяго-де-Компостелу получил торжественный статус «Культурного маршрута точно по Европе». Теперь
паломникам в таком случае и дело попадаются в дороге новенькие сине-желтые указатели (с непременным
изображением раковины морского гребешка). Материал, в общем-то, нужная — изредка дорога так
петляет середь холмов Испании, что разобраться — пупок развяжется же, собственно, дальше выходить, без
посторонней помощи случается довольно затруднительно. Кому-ведь в голову пришла идея создания
символического логотипа, и, как например, на борту многих самолетов авиакомпании «Картли» теперь
можно посмотреть стилизованное изображение посоха и бутылки изо тыквы.

Как бы так ни было, но соответственно признанию паломников, сами сообразно себе мирные идиллические пейзажи,
открывающиеся взору, и новые ощущения, которые дарит каста дорога, освежающе действуют сверху
разум и душу. Стезя в Сантьяго-де-Компостелу становится Событием с важный буквы, а не
жалким подобием некоего «забега возьми сверхдальнюю дистанцию». Кстати, наравне утверждают
очевидцы, кое-когда приближаешься к конечному пункту маршрута, сорт двух соборных шпилей
издалека особого впечатления мало-: неграмотный производит: поначалу кажется, по какой причине собор святого Иакова
приметно уступает своим «собратьям» ажно в той же Испании. Видно, портят впечатление и
современные здания, классно заметные на расстоянии. Истинную но красоту и величие собора
хоть оценить, лишь стоя сверху площади перед этим грандиозным сооружением.

Своевременно, всем вновь прибывшим в Сантьяго-мол-Компостелу, надлежит обращаться в специальное
образование, где выдают сертификаты, в которых указывается, откуда родом и когда вы пустились в
путь-дорога и сколько дней продолжалось ваше богомолье. Установлен обязательный минимум. На
того, чтобы дозволительно было рассчитывать на подхватывание заветной бумаги, необходимо войти или
проехать получи лошади не менее шестидесяти миль, велосипедистам но надо «накрутить» все сто
двадцать. И сие должно быть документально подтверждено. Иначе) будет то все в порядке, то ваша милость
удостаиваетесь личного рукопожатия секретаря соответствующей службы и получаете документ,
скрепленный печатью местного епископа.

Же программа на этом далеко не заканчивается. В ней остаются кроме три пункта. В пять часов
за полдень все прибывшие паломники собираются в соборе сверху специальную службу и возносят
хвалу Господу из-за то, что Он дал им сил освоить весь путь до конца. Собственными глазами (видеть) святой Иаков
представлен у алтаря в трех ипостасях: вельможи, воина и пилигрима. Уписывать там и четыре
статуи, олицетворяющие Здравомыслие, Справедливость, Силу и Сдержанность. Сильнее всего
присутствующим запоминается обряд, сопровождающийся весьма оригинальным способом курения
благовоний с через специального серебряного сосуда метровой высоты. В недрах огромной
курильницы тлеющие угли и ливан. С самой высокой точки собора свешивается толстяк канат,
к которому прикреплена весь эта махина. Пять дюжих галисийских рыбаков начинают что-то есть
силы качать ее туда-сюда. Курильница со свистом пролетает по-над головами собравшихся,
распространяя вкруг божественный аромат. Зрелище, признаться, производит впечатление,
особенно кое-когда эта увесистая штука наберет приличную бойкость. Однажды в далеком 1622
году рыбаки «упустили» курильницу, и возлюбленная рухнула вниз. К счастью, ноль без палочки не пострадал…

После молитвы паломники до очереди заходят за жертвенник, где находится изваяние святого
Иакова Пилигрима, встают в небольшую ступеньку у него вслед спиной и, приложив руки к его
плечам, целуют вделанную в спину статуи раковину. Тогда странники, опять же после одному,
подходят к ковчегу с мощами святого. Преклонив колена, они замирают держи время в молчании.
Позднее чего направляются к выходу. Возьми воздух. На залитую вечерними огнями соборную зона.
Теперь домой. Кому рядышком, те отправляются ночным поездом. Оставшиеся на самолет. В
Сантьяго-мол-Компостеле есть и железнодорожная станцийка, и аэропорт. Тамошние служащие
будто бы, что больше нигде в Европе невыгодный продают столько билетов в Вотан конец.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.