Гробница чисел

Рoссийскиe aрxeoлoги — чeрeз 30 лeт вынуждeннoгo пeрeрывa — внoвь рaбoтaют в Eгиптe нa плaтo Гизы. Им удaлoсь вoсстaнoвить eщe oдну стрaницу дрeвнeй eгипeтскoй истoрии — исслeдoвaть «дoм вeчнoсти» xрaнитeля пирaмиды Xeфрeнa.

Гигaнтский нeкрoпoль

Дoстoпримeчaтeльнoсти Гизы нe свoдятся тoлькo к пирaмидaм и Бoльшoму Сфинксу, сaмoй бoльшoй стaтуe в мирe с ликoм фaрaoнa Xeфрeнa. Плaтo вoкруг пирaмид — гигaнтский нeкрoпoль. Здeсь пoxoрoнeны близкиe рoдствeнники фaрaoнoв, a тaкжe тe, чьими стaрaниями фетишизм умeршиx фaрaoнoв пoддeрживaлся стoлeтиями. Eстeствeннo, вeльмoжи стрeмились жить(-быть пoxoрoнeнными рядoм сo свoим влaдыкoй — вeрoятнo, нaдeясь рaздeлить eгo высoкую пoсмeртную судьбу и прeбывaть вeчнo срeди бoгoв. Иx грoбницы и пoгрeбaльныe кaпeллы тoжe oбслуживaли спeциaльныe пoминaльныe жрeцы, a рoдствeнники, нaслeдoвaвшиe иx дoлжнoсти, нe зaбывaли зaбoтиться o мoгилax прeдкoв. Тaк вoкруг пирaмид oбрaзoвaлся гигaнтский нeкрoпoль, рaздeлeнный нa сeктoрa с рaзными типaми пoгрeбaльныx сooружeний — ими пoльзoвaлись дo кoнцa сущeствoвaния Дрeвнeгo Eгиптa. Пoзднee здeсь былo устрoeнo и мусульмaнскoe клaдбищe.

Нa aэрoфoтoснимкax xoрoшo виднo: пирaмиды oкружeны прaвильными рядaми прямoугoльникoв. Этo и eсть грoбницы вeльмoж — мaстaбы. Нaзвaниe прoисxoдит oт aрaбскoгo слoвa, oзнaчaющeгo глиняную скaмью рядoм с жилищeм. Грoбницы сии, нaпoминaющиe трaпeции сo скoшeнными стeнaми, стрoились изо привeзeнныx кaмeнныx блoкoв. Нo eсть и скaльныe грoбницы; труднo дaжe прeдстaвить, скoлькo сил, тeрпeния и знaний нaдo былo прилoжить, чтoбы высeчь с грoмaднoгo нeoбрaбoтaннoгo кaмня грoбницу, пoрoй нe уступaющую пo крaсoтe и aрxитeктурнoму рeшeнию бoлee прeстижнoй и бoлee дoрoгoй мaстaбe.

Нe вдaвaясь в истoрию aрxeoлoгичeскиx исслeдoвaний в Гизe, зaмeчу тoлькo, чтo пeрeд пeрвoй мирoвoй вoйнoй плaтo былo рaздeлeнo Службoй дрeвнoстeй Египта нате несколько зарубежных концессий и тогда начали работать американские, немецкие, австрийские ученые. С 1952 возраст планомерные раскопки ведет и Сервис древностей, которая зарезервировала из-за собой практически всю оставшуюся неисследованной деление некрополя.

Одно открытие следовало по (по грибы) другим, но, пожалуй, самым сенсационным была выявление остатков поселения и некрополя строителей пирамид. Изучение костных останков, обнаруженных в погребениях три) шага. Ant. вдали от Сфинкса, показал, чего захороненные здесь люди занимались тяжелым физическим трудом, многие изо них умерли от полученных присутствие строительстве травм. Эти находки совсем опровергли мнение, что пирамиды воздвигались рабами — кто такой бы стал сооружать погост для рабов? Их строили простые египтяне с окрестных деревень, нанятые с целью работ, так же словно сейчас их далекие потомки приходят к археологам в поисках заработка. Исключительно теперь они не строят, а расчищают с песка и наносов то, кое-что было сооружено их великими безымянными предками.

Под самым носом от погребений был найден хороший поселок мастеров, остатки кострищ и хижин простых работников, жмых гавани и канала, подходившего торчмя к строительной площадке. Результаты химического анализа камня показали, как будто строили пирамиды из местного известняка и чуть для облицовки использовали побольше красивый материал из каменоломен Туры, фигли на противоположном от Гизы берегу Нила, а погребальные камеры отделывали привезенным с юга гранитом.

Без дальних разговоров в Гизе, помимо египетских археологов, работают американцы, которые составляют первую топографическую карту Гизы и занимаются исследованием и реставрацией Большого Сфинкса. А с 1996 лета здесь обосновалась археологическая отправка Института востоковедения Российской Академии Наук.

Охранитель пирамиды Хефрена

В полевых работах экспедиции принимали деятельность: Михаил Чегодаев, научный работник Института востоковедения, Ольга Томашевич, старший учитель исторического факультета МГУ, ждущий исторических наук и автор сих строк, руководитель экспедиции. Пройдя нескончаемый путь поисков, сомнений, томительного ожидания разрешения первое время от Службы древностей, а потом и Министерства безопасности Египта, ты да я получили право на проводка исследований в гробнице смотрителя дальнейший по величине пирамиды Гизы — пирамиды Хефрена. Оберегатель пирамиды — его звали Хафраанх — был погребен в восточной части некрополя Гизы, в одной изо скальных гробниц, которая к моменту нашего появления получи плато была почти окончатель засыпана песком, и ее лик смутно виднелись на склоне холма, спускающегося к близлежащему поселку. Гробницы соседей нашего смотрителя поуже давно скрыты под большим слоем песка, как-никак в XIX веке их еще видел К.Р. Лепсиус, решающий ученый, планомерно исследовавший пуна Гизы, и отметил на топографическом плане.

В начале целью нашей работы было асколирование рельефов и надписей гробницы Хафраанха. Доступ в гробницу был завален песком и камнем. Не менее для того, чтобы вместиться внутрь, понадобилось несколько недель работы. В правом верхнем углу выступающего с песчаного холма остова гробницы зияло выходной патрубок: увы, это след грабежа. В качестве кого правило, грабители проделывали небольшие отверстия, в которые был в состоянии проскользнуть худенький человек, некто-то и вытаскивал из гробницы постоянно интересующее торговцев древностями. В середке нас ожидали новые сюрпризы. Минуя оставшийся после налета дыра в потолке песок попал вовнутрь и засыпал помещение от пола предварительно потолка.

Что же рассказала нам дарохранительница Хафраанха? После расчистки гробницы ото песка перед нами предстали замечательные творения египетского мастера, запечатлевшего в камне проживание Хафраанха.

В обязанности Хафраанха, хранителя пирамиды Хефрена, входило регулярное вооружение умершего фараона заупокойными жертвами (сие осуществлялось через организацию поминальных служб), изрекание соответствующих изречений и исполнение ритуалов, которые были ведомы всего лишь специально образованным и посвященным людям. Заняв эту дьявольски почетную должность — ее выше- Хафраанх мог унаследовать ото своего отца или близкого родственника — спирт приступил к строительству будущего погребения в (видах своей семьи. Хафраанх заказал немерено большую усыпальницу — в семь метров длиной с прямоугольной часовней, вытянутой с юга возьми север. У входа в гробницу получи двух пролетах, ведущих к в одно прекрасное утро существовавшей двери в погребальную капеллу, изображены двум фигуры. И обе — хозяина гробницы, о нежели сообщают надписи: слева — сие молодой стройный человек, снаряжение — тучный, пожилой мужчина, достигший апогея своей карьеры. Прозвище хозяина гробницы, Хафраанх («Будто живет Хафра»), происходит с Хафра — египетского имени фараона Хефрена. Первая дробь его имени, совпадающая с именем владыки, заключена в картуш, такое но имя носил и один с его сыновей. Известно, чего хранители пирамид были отчаянно высокопоставленными людьми, возможно, даже если царской крови. Может -побывать), и наш смотритель был связан кровными узами с Хефреном? Умереть и не встать всяком случае право для ношение имени великого фараона передавалось в этом роду в области наследству. Изображения человека в неодинаковые периоды его жизни, (языко в нашей гробнице, не уничтожение. Так, в частности, в одной изо гробниц недавно открытого некрополя строителей пирамид были найдены хорошо статуи одного и того но человека, изображающие его ото юности до старости. Загнувшийся как бы повторяет в вечности собственноличный земной путь…

Как и вот-вот, в древности в разные времена существовала своя обыкновение на прически, одежду, доу-цай мебели. Как и сейчас, нет-нет да и каждое десятилетие реформируется грамматика языка, появляются новые неизвестные перед слова и стилистические обороты речи, в Древнем Египте изменялся бланк и способ передачи тех либо иных титулов и религиозных формул, претерпевали изменения и начертания самих иероглифов. Безграмотный было только одного — датировки до годам. Последнее характерно всего-навсего для анналов и указов фараонов. Точию тщательный анализ всего изобразительного и письменного материала в сравнении с еще известным и опубликованным, а также исследованным получи и распишись месте, в других погребениях Гизы, позволит дать ответ на вопрос, когда жил Хафраанх и руки-ноги его семьи, а стало лежать — до каких пор функционировал похоронный при-пирамидный храм великого фараона Хефрена. Нынешний храм находится рядом с Большим Сфинксом. Квадратные гранитные столпы храма егда-то были до блеска отполированы, а посереди ними стояли статуи Хефрена. Погожий свет, проникавший сквозь узкие окошки, играл разноцветьем благородных каменных пород…

Из чего следует, следовало прежде всего посмотреть сохранившиеся рельефы. Оказавшись (во)внутрь, в погребальной капелле, мы т. е. бы окунаемся в то далекое минувшее, когда родственники проводили в замогильный мир Хафраанха, не забыв зарядить его всем необходимым и приготовив губерния для всех членов его семьи, которые в близкий день и час также займут поприще в погребении. А если нет, отсутствующего заменит его от(об)ражение на рельефе. По представлениям древних египтян, мимема и изображение обладали магической насильно. Будучи запечатленными на камне, рельефы и надписи оживали с через магии произнесенного слова…

Вычитанный писцом Хафра-усер-кау, сыном хозяина гробницы, оглавление заупокойных жертв попадал в возвышенный мир — хозяину. Пойманная живец, сжатое и обмолоченное зерно, домашняя субъект в клетках, изображенные на шести длинных регистрах восточной стены, становились реальностью интересах Хафраанха, находящегося в стране мертвых. Такие сцены разрешено встретить и в других гробницах египтян, однако изображение несметного количества скота в гробнице Хафраанха — единственно. Так, на двух нижних регистрах восточной стены погонщики гонят к Хафраанху 835 быков и 220 коров, 760 ослов, 2235 коз и 974 барана. Добыча скота было аккуратно подсчитано и выведено египетскими цифрами туточки же около изображений самих животных. Сии фрагменты рельефов видели путешественники, посетившие гробницу Хафраанха в XIX веке и давшие ей слово «Гробница чисел».

Верхний медиум восточной стены заполнен изображениями лодок, получи и распишись которых умершего доставляют к месту вечного упокоения. А получай южной стене Хафраанх изображен в кругу своей семьи, с женой, которая вот и все была похоронена в этой гробнице, и дочерью. Изо надписи над их головами наш брат узнаем, что жену Хафраанха звали Херенка и как будто при жизни она была жрицей двух богинь: Хатхор — владычицы сикаморы, госпожи священного города Дендеры, находившегося получи и распишись юге Египта, и богини Нэйт — открывательницы путей. В рельефе Херенка нежно обнимает мужа ради плечо. У кресла, поджав циркули, сидит их дочь Уретка. Однако необходимое пропитание, которое манером) трудолюбиво добывали и готовили их люди, изображенные в соответствующих сценах сверху восточной стене, сложено бери жертвенный стол перед хозяином гробницы.

Зенит погребальных служб и всего погребального культа древнеегипетской капеллы — сие западная стена, имитирующая двери на все пуговицы закрытых дворцов. Здесь проходит зримая порог между миром живых и совместно умерших, земные врата в неземной мир. За этой стеной и обитал ушедший с жизни человек, с душой которого разрешено было общаться и которая выходила из-за нее в капеллу, дабы обретший приготовленные подношения. Здесь, наравне правило, находилась статуя умершего, видный образ хозяина гробницы, бассейн его души.

Статуя Хафраанха была вырезана изо цельного куска скалы в нише южной стены. Прадедовский скульптор сумел в полном смысле словоизвержение оживить бесформенный камень, пластично и точно передав все изгибы и красоту человеческого тела. Пластика скульптуры, очевидно, смущало грабителей, которые пытались выкрать статую, проделав коловоротом отверстия получай уровне туловища, однако (на)столь(ко) и не смогли отделить статую с скалы, из которой возлюбленная была высечена.

Возле западной стены расположены три колодца, ведущие в погребальные камеры. Передовой — глубиной в десять метров принадлежал самому Хафраанху. Двум других — трехметровые — жене покойного и некой паре — Хермеру и его жене Ишепет, которые живо всего приходились родственниками Хафраанху и для того которых при строительстве гробницы было предусмотрено страна. На протяжении веков грабители далеко не раз проникали в гробницу. Проверяя, отсутствует ли за ложной дверью скрытого помещения или — или другой гробницы, они немного разрушили ее. Иллюзий у нас безвыгодный оставалось. В поисках ценностей грабители, понятное дело же, пробрались в погребальные камеры и, понятно, уже давно вытащили и мумию, и сокровище, находившиеся на ней. При всем при том, так или иначе, же нам следовало проделать и данный подземный путь, посмотрев, сколько осталось внутри на нашу долю.

Который потревожил покой жреца?

Следствие превзошел ожидания. Мы раскопали подземные помещения, получив божественный материал для исследования конструкций погребальных камер; нашли раздо глиняной посуды, которая во что бы то ни стало поможет определить время захоронения; обнаружили фрагменты жертвенного стола, остатки деревянного саркофага, в конце концов, значительные фрагменты черепа, позволяющие предвидеть на возможность реконструкции лица, а вот и все многое, многое другое.

Когда-нибудь гробница была поистине великолепна: рельефы, истукан и ложные двери были раскрашены, и прекрасная общежитие вечно плыла перед каменными глазами Хафраанха, смотрящего изо своей ниши. Но смотри настал день, когда оцепенение Хафраанха и его жены Херенка нарушили народище, искавшие место для погребения своего родственника. Об этом нам поведали отрытие той части гробницы, которая была засыпана песком, проникшим помощью лаз, проделанный ворами. По времени расчистки всего этого участка обнажился площадка, ведущий в погребальную камеру, а в дальнем северном углу гробницы оказался траурный колодец, некогда служивший последним жилищем интересах человека, имя которого теперича уже вряд ли удастся учредить. Значит, на самом деле на этом месте две гробницы, а не одна, (то) есть предполагалось до сих пор.

Якобы могло такое произойти? Кто такой и почему решился потревожить безмолвие начальника заупокойных жрецов великой пирамиды Хефрена и его родственников, покойно покоившихся в своих погребальных камерах? Ужель это были те, который когда-то служил поминальные службы в гробнице Хафраанха, в кайф знал ее, имел подход в гробницу и искал место пользу кого своего погребения в заполненном раньше отказа некрополе Гизы? Оттяг известно, что первыми грабителями сих мест были сами египтяне. Вдобавок в XXII веке до н. э. другими словами несколькими веками позже родовитый египетский вельможа Ипусер с горечью произносил: «В таком случае, что скрывала пирамида, достаточно теперь пустым… Владельцы гробниц ВЫКИНУТЫ возьми вершины холмов». «Лица жестоки, сердца свирепы… Игрушка забыт, он нигде малограмотный слышен… в стране стенания». Сии тексты относятся к смутным временам в истории Древнего Египта, эпизодически страна была охвачена волнениями. Что верно революции во все Век Петра сопровождаются разрушениями и святотатством числом отношению к предкам.

Вряд ли автор этих строк узнаем, кто совершил сие. Ясно одно, пришедшие в гробницу Хафраанха штат(ы) уже не испытывали почтения ранее хранителем пирамиды, умершим, судя по всему, несколько сотен, а то и тысяч полет назад. Не побоявшись угрозы богов и обметать мумий, они уничтожили северную стену гробницы, идеже был изображен Хафраанх, обалдевающий в ладье среди зарослей папируса. Сии так называемые сцены болот, не то — не то путешествия умершего в Дельту, недурственно известны в других гробницах периода Древнего царства. Живописные и неотразимо исполненные, они представляют роскошный материал для исследования и реконструкции окружавшей египтян природной среды. В гробнице Хафраанха нате остатках северной стены сохранились единственно изображения папирусов, болотной кошки и редких птиц. Новые хозяева прорубили погребальную камеру, заменили с (давних истлевшую дверь, изуродовав остатки рельефов северной стены Хафраанха и похоронили своих близких. В области каким-то причинам они оставили погребальную капеллу малограмотный декорированной, хотя само погребальный обряд, судя по остаткам красного гранита через саркофага да и по размеру погребальной камеры и ведущего к ней спуска, неважный (=маловажный) относилось к числу бедных. Все-таки, многое можно будет возговорить после анализа керамики, костных останков и фрагментов каменных блоков с надписями, которые посчастливилось извлечь в ходе работ.

Прошедшие века сделали свое черное демарш: рельефы, в особенности со стороны потолка, повреждены подземными водами, которые, проникая семо из года в год, оставляли соляные отложения; мягковатый песчаник, на котором выгравированы рельефы, инде стерся, превратив некогда прекрасные профили лиц слуг Хафраанха в непролазный контур. При этом, все, остается только еще и покамест раз восхититься умением и навыками древнего резчика, плод трудов которого живет и сегодня, погодя почти четыре тысячелетия следом своего создания. Как приставки не- вспомнить здесь строки древнеегипетского сочинения, ожившего перед пером Анны Ахматовой:

Они ушли,

Имена их исчезли вообще с ними,

Но писания заставляют

вернуться мыслью. Ant. забыть их.

Надо, однако, защитить для науки то, точно мы сумели увидеть нонче, ибо природа беспощадна, естественные разрушения неизбежны, а период от времени в Египте случаются и землетрясения, которые не выделяя частностей могут уничтожить памятники. Как видим, за работу.

Дух Хафраанха

Стараясь никак не терять времени, мы снимаем копии рельефов в кальку, в то время на правах нанятые египетские рабочие расчищают засыпанную рубрика гробницы и погребальные камеры. В (видах того, чтобы передать мнение от внутреннего облика гробницы — ёбаный, как она предстала под нашими глазами, — нужны качественные фотографии. И во мы отпускаем рабочих в один день, чтобы смонтировать искусственное толкование и сделать первые фотопробы. С нами остается просто-напросто инспектор Службы древности Санаа Сердце Заки, с которой мы поуже успели подружиться. Да, сложно даже с хорошей техникой настричь нужный снимок восточной и западной стен. Их расстояние около четырех метров, а хорошей фокусировке адски мешает воздвигнутый посередине гробницы обелиск, который поддерживает поврежденный временем высота. К концу рабочего дня нам, будто, удается решить все задачи, остается не менее сделать снимки погребальных колодцев поверху, среди которых и труднодоступный иглофильтр хозяина гробницы. Наконец работник выстроен, освещение налажено, остается как нажать кнопку фотоаппарата — и неожиданно, о, ужас! Одна из двух осветительных ламп, смонтированная в штативе и имеющая внутри компьютерную регулировку параметров освещения, проделав в воздухе невеликий пируэт, летит вниз с десятиметровой высоты. Воздушный хруст прикрывающих фонарь крылышек, которые рядом полете задели каменные стены колодца, и засим тишина. Наше освещение либо точнее его половина, лишенный чего которой второй фонарь ранее никогда не даст нужного эффекта, принесена в жертву Хафраанху. Истинно его душа, привыкшая в прошлом извлекать ежедневные подношения, потребовала мзду и с нас, вторгшихся в ее владения…

Подина угрозой оказались работы, бери которые уже имелось утверждение и без выполнения которых зима был бы неэффективен. Покрыть же потерю можно было только лишь в Москве, в Каире такого освещения перекупить нельзя. Санаа очень неподалёку к сердцу приняла случившееся и старалась уговорить нас, что лампу удастся извлечь. Зато для того, чтобы влезть внутрь, нужна специальная раздвижная эскалатор, ибо обычную туда не суметь опустить без риска разломать до основания потолок и близлежащие рельефы. Однако зачем нам осколки фонаря? Огарок дня прошел мрачно, и наш брат решили забыть о случившемся, понимая, что-то египетские боги и духи умерших маловыгодный простили нам нарушения их покоя.

На ране бригада рабочих, как испокон (веку, ожидала нас у входа в гробницу. Санаа ась?-то быстро объясняет им, и пусть даже наших слабых знаний арабского хватит, чтобы понять их радиодиалог. Египтяне решают помочь нам. В рескрипт на наши энергичные возражения сверху английском, что, мол, хедж рискованна и что человеческая проживание дороже всего, мы получаем сдержанные просьбы отнюдь не волноваться. И прежде чем успеваем сунуться с носом в происходящее, трое уже держат бери веревке смельчака — он спускается в колодезь, опираясь пальцами босых ног держи едва заметные выступы для его отвесных стенах, которые были сделаны до этого времени для рабочих, опускавших временами-то мумию Хаафранха. Повторив подступ своих далеких предков, мастеровой прикрепил к веревке потерянную лампу, а вмале, благодаря усилиям своих товарищей, тянувших его из всех сил, благополучно выбрался изо погребения. Извлеченная со дна колодца триод при подсоединении к электрической розетке издала во звук включившегося компьютера (сие основная и самая хрупкая ее верешок), а потом загорелась и сама. Сломалась не долее чем пластмассовая ручка, с помощью которой карбидка крепилась к штативу.

Возблагодарив богов после свершенное чудо, мы в навечерие всего взялись за расчистку колодца. Оказия с лампой показал, что засим, на глубине, перед входом в погребальную камеру, лежит недетский слой песка, иначе нашей лампе когда рак бы не уцелеть, а значица, за ним есть до этого времени что-то. И действительно, целая плетюха погребальной утвари была поднята кверху, а затем были полностью очищены погребальные покои самого хозяина, спланированные и ориентированные а то, чем все остальные колодцы в исследованных нами помещениях.

Днесь слово за специалистами: топографами, керамологами, антропологами, эпиграфистами… А как много еще надо провести кабинетных и полевых исследований, пусть датировать гробницу, материал которой дает получи этот счет весьма противоречивую информацию. Да мы сделали уже беда сколько для того, чтобы Хафраанх пережил свое новое начало, а значит, верно, что похороненному точно по египетскому обряду суждена житьё вечная…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.