Лондон. Столица империи

>2010-03-01

СТOЛИЦA ИМПEРИИ

Извeстнo, чтo нaд Бритaнскoй импeриeй никoгдa нe идти вниз, сoлнцe. Aтмoсфeрa бритaнскoгo вeличия лучшe прoникнуться в Лoндoнe. В сaмoм дeлe, в стoлицe, дaжe искaть нe нужнo. Oнa рaзлитa всюду, и вoспринимaeтся кaк явлeниe прирoды, кaк лeгeндaрный тумaн, нa урoвнe пoдсoзнaния. Мeжду тeм, Тумaнный Aльбиoн прoдoлжaeт гoрдиться oстрoвнoй сaмoбытнoстью и свысoкa смoтрeть нa Eврoпу чeрeз призму Aнглийскoгo кaнaлa: нaзвaниe Лa-Мaнш пo-прeжнeму вызывaeт здeсь пoстoянный oткaз. Пoэтoму в дoпoлнeниe к виктoриaнскoй великолепие на берегу Темзы вы можете встретить еще много занятного. ортоковрики для детей

От других европейских столиц, как Лондон отличается тем, что никогда не задумывался по плану и ни разу не подвергался рациональной реконструкции. Рос, как придется. Его деревни соперничали друг с другом, сливались и переливались, но город тем временем разрастался вдоль Темзы, и в глубь страны. Где начинается в Лондоне, где она заканчивается – никто не знает. Это перетекает щупальца, сосредоточиться плотными винограда, разряжается парки и скучно районами, застроенными стандартными двухэтажными домиками с необходимым небольшим садом. Лондон часто приходится туго. Он горел в пожарах и снова возрождался, получал тяжелые раны, зарубцевавшиеся уродливыми шрамами послевоенных зданий. Но рядом с анонимной структурой может стать великолепная готическая церковь или старый дом, куда захаживал лорд Байрон или адмирал Нельсон. И это замечательно. Английская система мер объема и веса сложна и малопонятна, и с тестом по нумерации домов не могли справиться даже матерые шпионы. Где быть дома, 98? Естественно, между 96 и 100. И здесь, а не в Лондоне свой заказ на счет. Британские дома растут вверх: вертикальный, очень крутая лестница ведет с этажа на этаж, на каждом из которых у хозяина несколько небольших комнат. Допускается нарезанный на секции, каждая из которых со своим номером. Это номер нашего дома, соответствует количеству их входа. На дворе XXI век, однако, англичанам еще не знала, смеситель холодной и горячей воды – правда, уже ввели в отелях. Каждый знает, что в Англии правильный автомобиль руль и левостороннее движение. На переходах прямо на асфальте большими белыми буквами для пешеходов напоминают: Look Right (смотреть направо) и стрелка направо. После того, как проходишь половину – Look Left (посмотрите налево) и стрелка. Ничего не остается, как руководствоваться этими четкими инструкциями. Английский юмор может рассказывать часами. Вот яркий пример того, как это в сочетании с английской вежливостью. Темзы. Мост Ватерлоо. На воде покачивается ресторан-поплавок. Броская надпись на его борту: «Извините. Пожалуйста, ничего не бросайте в воду, особенно своих друзей и себя лично. Спасибо». И это не пригодится!
Лондон сразу охватить невозможно. Через пару дней кажется, что ты знаешь о нем почти все, но впечатление обманчиво: немного сойдешь с маршрута, вы поймете, что внешний вид – это одно, видеть – совсем другое. Сюда можно возвращаться снова и снова, каждый раз находить что-то новое.

КРАСНЫЙ И ЧЕРНЫЙ
Лондон названия музыкальны: Piccadilly Circus, Regent street, Trafalgar square, Oxford street, парк Сент-Джеймс, Кенсингтон-Гарденс, Гайд-парк. Лондонский пейзаж легко узнаваем. Типичный английский уличные украшения создают домики, двухэтажные автобусы, телефонные будки и почтовые ящики с монограммой королевы Елизаветы. Это все, кроме кэбов, красного цвета. Вообще к красному холодный англичане относятся с особым трепетом. Красные мундиры королевских гвардейцев, красный крест Св. Георгия (национальный флаг)…
Во всем мире автомобиль для извоза вызвал такси, но только не здесь. В Лондоне такси. Отличий от такси много. Такси воплощают традиционный дизайн, принятый на заре автомобильной промышленности. Еще недавно были только черные и только несколько лет назад традиция нарушилась всеми цветами радуги. Рядом с водителем сел, не принято. Между ним и пассажирами есть перегородка с окошком. Наоборот, личного диванчика – два откидных сиденья. В машине сидит, как маленький автобус – это вместительна (пять пассажиров с багажом) и просторный – в салон не влезают, и буквально плачут, слегка наклонив голову. Поймать кэб не проблема, просто махни рукой. Теперь о даблдеккерах. Не перестаешь удивляться, как эти красные двухэтажные автобусы-монстры удается сжать в узких улочках города. Знаменитый тренер происходят старой конструкции и новой. В центре принят ранее вариант с открытым пространством в задней части и контролером-билетером. Для обслуживания туристов, курсируют специальные двухэтажные автобусы с открытой верхней площадкой. Звук на хорошем русском языке вещает о достопримечательностях Лондона. Преимуществом этого вида транспорта является то, что в любой точке маршрута можно сойти в любое время и затем продолжить движение.

ТРУБА
И все же личный опыт туристов подсказывает: в Лондоне лучше передвигаться на метро. По крайней мере, знаешь, куда ты едешь. Официально лондонцы называют свое метро, подземные. В жизни кличут tube – «труба», линии на многих участках земли, что и неудивительно: в конце концов, это не только старейшее метро в мире – первая ветвь пустили в то время, когда Александр II подписывал указ об отмене крепостного права, но даже самые глубокие, иногда спускающееся на три-четыре этажа вниз. Оплата в метро варьируется в зависимости от области, всего их шесть. В лондонском метро очень чисто: нет бомжей, попрошаек и музыкантов, никто не торгуется, ничего не ест, и тем более не хлещет пиво, которое просто запрещается. Станции все разные, потому что они построены более ста лет назад. Есть заурядные, элегантный (например, «Westminster», например). На станции метро «Риджентс-парк» пассажиров выносит вверх большой лифт – очень экзотическое зрелище. Поезда маленькие, вагончики маленькие, низкие, чистые, с матерчатыми сиденьями. Нигде ничего не разрисовано, сиденья в целом, и народу мало. Красота!

ТЕМЗЫ
С холмов Хэмпстеда весь Лондон как на ладони. Сверху хорошо видно Темзе в центральной части города и один из символов столицы – Тауэрский Мост (мост, Башня), тот же – разводной, с двумя башнями, чудо инженерной мысли викторианской эпохи. С началом третьего тысячелетия памятников резко меняется – теперь в роли наиболее востребованной смотровой площадки служит London eye. Так здесь называется высокое колесо обозрения в мире, этот дом на берегу Темзы к Миллениуму. Ездить на велосипеде, считает своим священным долгом каждый турист. Велосипед действительно огромным: в нем находятся около 30 стеклянных кабин, каждая из которых легко входит человек 15. Заходить в кабинки и, чтобы выбраться из них нужно прямо на ходу. Полный оборот колеса занимает полчаса. Сначала, когда возносишься на вершину, очень интересно, а потом просто ждете, пока круг закроет и вас освободит. А между тем, пассажиры фотографируются на фоне знаменитых достопримечательностей. Большие и прогуляться по набережной, присесть на лавочку, оглядеться благодать! Сильная, красивая, мудрая река, хранящая в своей памяти историю многих веков, способен очаровать посетителей.

ДВОРЦА, КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА И КОНЮШНИ
Вестминстерский мост, перекинутый через реку Темзу приводит к Вестминстерскому аббатству. С XI века это-место коронации и упокоения всех британских монархов. Здание величественное и очень красивое. Внутри собора плотная цепь усыпальниц английских монархов, много важных людей, видных политиков, деятелей науки и культуры (Newton, Бернс, Диккенс, Дарвин, Черчилль,…). Это нечто большее, чем наглядные пособия к английской истории. В соборе потрясающие работы резные деревянные хоры – молитвенные места английского рыцарства с кучей штандартов и семейные гербы. Здесь вы можете бродить в течение нескольких часов (все обойти не удалось), и, к своему ужасу, вдруг вы обнаружите, что, заглядевшись на необычный витраж, топчешься на могильной плите Киплинга. Какое кощунство! Двигаясь по набережной, приближаясь к Вестминстерскому дворцу, более известный как парламент. Самой знаменитой его частью является Биг-Бен, вобравший в себя все плюсы этого человека. Он строен, высок, изящен, хорошо сложен, отлично, независим, красиво одетый и даже в часы. Символ Британской выглядит великолепно. Излучает столько энергии, что кажется, вот-вот запоет. На ежедневные церемонии смены караула у Букингемского дворца лучше прийти заранее, иначе все удобные для обозрения места у решетки и входные ворота будут заняты суетливыми японцы. Элегантные дамы-полицейские на холеных конях, присматривая порядок, объезжают дворцы, площади с памятником королеве Виктории в центре. Но вот из соседнего парка появляется военный оркестр. Красное пальто и темно-синие брюки, негнущиеся ботинки с тяжелыми носками и надвинутые на глаза коричневые медвежьи шапки. Гвардейцы маршируют, сгибая коленки и смешно подпрыгивая при остановке. Перед началом смены караула оркестр бросает зрителя в шок, звучит известная мелодия из фильма для агента 007. Вот оно, аудит светское отношение! Зычные команды, развод караула и постоянное перемещение красных мундиров. Все. Под бодрые звуки оркестра, охранник послал в казармы.
Собор Св. Петра. Павла является очень большим и какой-то неанглийский. Кажется, что было бы органично в Риме, а не здесь. Внутри очень красиво: резное дерево, золотая мозаика, цветные витражи. Поклонник лошадей невозможно пройти мимо королевской конюшни. Где еще можно вдохнуть запах манежных опилок, истоптанных копытами под весом отпрысков царствующей династии, и прогуляться вдоль стендов с вычищенными лошадьми английской породы, тщательно укутанными попонками с вышитыми вензелями? Посмотрите на королевской кареты с красивыми гербами и всякими малопонятными украшениями. В конюшне хранятся ремни и форму для парадных выездов, все эти начищенные ботинки и ливреи, хлыстики и трензеля. О, времена! О, нравы! Вместо карет все больше занимают автомобили. Один из них, вылизанный до блеска роллс-ройс с гербом на дверях и синей мигалкой, замечена на публике в гараже с полом из дубового паркета.

ПАРАД ФАСАДОВ
Трафальгарская площадь – одно из культовых мест в Лондоне. Воплощает в себе славу и мощь британского военно-морского флота. Роскошные фонтаны, эффектно поигрывая гидромассажем, окружают колонну Нельсона, как бы пытаясь смягчить горечь потери великого сына Англии. Двести лет минуло с тех пор, как смертельно раненый адмирал разгромил врага в битве при Трафальгаре. К сожалению, даже национальные герои не застрахованы от шальной пули. Теперь мемориал досаждают птицы, бесцеремонно садящиеся на голову флотоводца.
Piccadilly – центральные улицы британской столицы, хотя и не отличающийся архитектурными изысками. В древние времена называлась Португальской. Но лондонцы упорно называли ее Piccadilly, потому что здесь когда-то был портной, шивший модные итальянские воротнички – пикадиллы. В конечном итоге на улице, пришлось переименовать. Сент-Джеймский парк, построенный напротив одноименного королевского дворца открыта для публики. Идеальные газоны, на которых сидят люди и разгуливают гуси-утки, ручные белочки, готовы погрузиться прохожих на плечо… Здесь, под кустами спят бездомные – один к одному, как наша. И здесь, посреди пруда стоит домик, в нем живут пеликаны. Оказывается, российский посол подарил когда-то королеве Виктории несколько этих экзотических птиц, и с тех пор парк населения периодически возобновляют. Традиции…
Прогулки по паркам и бульварам, невольно вспоминаешь о былом колониальном величии Великобритании, завоеванном в кровавых битвах. Потому что очень часто встречаются памятники, генералов и князей, адмиралам и маршалам. Очень незамысловатые — стоит на постаменте парень в латах (шлем, треуголке и др.) и краткая надпись сообщает: «Генерал Х, победителя в битве при…», И следуют даты давно прошедших веков. История…

ЛИЦА ЛОНДОНА
У каждого большого города есть передний фасад, растиражированный на открытках и в туристических путеводителях, и неофициальный, но очень выразительное лицо. Лондон – не исключение. Кроме обязательной программы (парламент, Тауэр, Трафальгарская площадь и всемирно известный музей) стоит посетить и на Кэмденском рынке. Это не только знаменитый блошиный рынок, но также реальный город в городе, с их культурой и стилем жизни. Или посетить паб – лондонской пивной. В историческом центре города, кстати, есть-пить за нормальные деньги – проблема. Все когда-то бюджетные устройства постепенно купили рестораторы: когда через стекло вы увидите официанта, во фраке или смокинге, то сразу ясно – это господа с толстыми бумажниками. Да, господа, здесь действительно ходят с зонтиками-тростями: вряд ли это удобно, но ходит! Тем более, что дождики идут регулярно – чаще короткий, маленький, а вот знаменитый лондонский смог ушел в далекое прошлое. Воздух в центре города является большим, чистым, никакой вони бензина, весь транспорт с катализаторами. Машин очень много, до трети потока – кабины и даблдеккеры. Но вот, что интересно: пробок нет. Все, что движется, хотя местами и медленно. И, кстати, лондонцы перебегают на красный свет, прямо как москвичи. А вот лица самих лондонцев – особый разговор. Всех цветов, оттенков и разрезов глаз, и англосаксы в толпе уже преобладают. В аэропорту я проверяла паспорт чернокожая дама, шофер у нас был индус, в гостиничном персонала владеют пакистанцы. В кафе обслуживала прекрасно говорящий по-русски молодой азербайджанка. В магазине, услышав мой корявый английский, сразу же под руководством российского дилера. На поездку ехал водитель турок… Ну полный международный! Если бы еще цены в этом городе были слегка пониже, да сувениров достаточно — то цены бы ему не было для туристов. Но англичане очень сдержанный народ: не нравится, не следовать. Хотя, как первое в мире туристическое агентство Кука родилась именно на этих самых островах. И много, чем эти островитяне были и являются первое (или единственное) и по сей день. Я хотел бы съездить еще раз в Лондон, да и недешевое это удовольствие. И кто в состоянии потратиться, очень рекомендую.

Андрей Балканский

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.