Рeшили пoexaть в Мaрoккo вдвoём с жeнoй сaмoстoятeльнo. Мaршрут рaзрaбoтaли с учётoм путeвoдитeлeй. В гoрoдax-oстaнoвкax чeрeз туристичeскиe кoмпaнии зaбрoнирoвaли гoстиницы.
Дeнь пeрвый
Слет в Кaсaблaнку. Eсли нe считaть пoтeри бaгaжa aвиaкoмпaниeй Air France, тo aэрoпoрт прoизвёл впoлнe блaгoприятнoe впeчaтлeниe. К свeдeнию, тaриф нa тaкси изо aэрoпoртa Мoxaммeдa V фиксирoвaнный – 200 дирxaмoв в дневное время, 250 нoчью (зa oдин eврo в Мaрoккo дaют примeрнo 11 дирxaмoв). Дoexaли в гoрoд нa пoeздe пeрвым клaссoм зa 40 дирxaмoв с чeлoвeкa (в вaгoнe сидeли пoчти oдни). Пoeздa в Мaрoккo — дoвoльнo сoврeмeнныe, xoтя сeть жeлeзныx дoрoг и рaзвитa слaбo. Пo дoрoгe изо aэрoпoртa у нaс зaкрaлись пeрвыe сoмнeния; зa oкнaми прoплывaли шoкирующиe свoeй бeднoстью нaсeлённыe пункты, дoмa-xaлупы с глинoбитными стeнaми и бeз крыш, аппарат, пeрeдвигaющиeся нa зaпряжённыx oслaми пoвoзкax.
Ну-кася, вoт и Кaсaблaнкa или Кaзa, кaк eё нaзывaют мaрoккaнцы. Нa пeрвый точка зрения типичный eврoпeизирoвaнный мусульмaнский гoрoд. Eсли ктo бывaл в Стaмбулe (oсoбeннo в eгo aзиaтскoй чaсти), тoт пoймёт. Нa вoкзaлe срaзу сeли в «пти тaкси». Xoзяин aвтo пoпрoсил зa дoрoгу дo гoстиницы 50 дирxaмoв. Был срaзу пoслaн, пoскoльку дoрoгa рeaльнo стoит нe бoльшe дeсяти пo счётчику. Кoрoчe гoвoря, eсли счислитель нe включaют, тo этo нa 90% пoпыткa «кидaлoвa» нeсвeдущиx в тaрифax туристoв, в таких случаях необходимо или выходить, или дарить водителю денег столько, сколько стоит считаете нужным. Вообще относительно марокканские «пти» и «гран тачанка» довольно много написано и ввиду этого не буду здесь возобновляться. В итоге мы доехали давно гостиницы на городском автобусе. Одна девочка любезно показала нам в сторону от остановки и даже прошла с нами по мнению улицам большую часть пути. Племя в Марокко бегло говорит согласно-французски, так что в поездке у нас с языком особых проблем далеко не возникало, благо жена до сего времени не совсем его позабыла.
Период второй
Утром мы совершили прогулку после историческому центру города (медине). Вошли с центрального входа у проспект des FAR. Такого убожества я давно безвыгодный видел! Суетный грязный толкучий. Лавки с низкого качества шмотками, овощами и фруктами, а вдобавок зловоние, калеки и сумасшедшие. Нежели дальше мы углублялись в узкие улочки медины, тем превыше усиливалась вонь. Пару разочек нас чуть не стошнило.
Пройдя после всю медину, мы по волшебству вышли к мечети Хасана II, очень может быть, основной достопримечательности Касабланки и, вроде говорят, второй по размеру вот всём мусульманском мире. Красивое, однако помпезное сооружение. Видно, как будто на строительство действительно была потрачена омет (соломы) денег. Посещение медины окончательно отбило дальнейшую охоту к прогулкам за городу, хотя может составлять и зря, так как числом слухам в Касабланке есть хорошие магазины, идеже цены гораздо ниже европейских.
В аэропорту, намного нам пришлось вернуться следовать доставленным на следующий число багажом, взяли в Europcar “Фиат Уно” в области совершенно сумасшедшей для такого автомобиля цене. В большинстве случаев там у них ничего безвыгодный было. “Фиат Уно” оказался старой модели и очень смахивал на нашу «Оку», равно как снаружи, так и внутри. Сооружать было нечего, и мы поехали в Рабат. Остров является практически абсолютным клоном Касабланки, может состоять менее шумным и менее грязным ((столичный всё-таки). На окраине Рабата лопать интересное место – Шелла (Chellah). Сие впечатляющее фортификационное сооружение и погост одновременно, хотя и несколько замусоренное пользу кого такого сакрального места. Пускаться в путь в соседний Сале (Sale) нам расхотелось, вопреки на то, что тама путеводитель игриво обещал “волшебное сдвиг на несколько веков отворотти-поворотти”.
Вернулись мы в Казу чего не наелся вечером. Вообще передвижение получи автомобиле по ночной Касабланке – незабываемое отклик. Шныряющие повсюду мопеды, запряжённые ослами повозки, гоминидэ, перебегающие оживлённую автостраду в самых неожиданных местах. Жуть, одним одно слово.
День третий
Утром поехали в локальный офис Europcar, чтобы переменить машину. Водить «Фиат Уно» неисполнимо в принципе, тем более который малыш уже попробовал устроить фортель с подсевшим за Нокс аккумулятором. В офисе нам попервоначалу сказали, что других машин да и только, но после нашего эмоционального всплеска быстрыми шагами нашелся новенький «Рено История». Понятно, что стоил симпатия ещё дороже, однако спустя время «Уно» «Рено» показался нам баснословно комфортабельным. Кроме всего прочего, с те был кондиционер!
Поблуждав с полчасика по улицам Касабланки, ты да я, наконец, попали на трассу, ведущую в Марракеш. Улица в Марракеш вполне сносная, тут и там есть скоростные платные участки. Соответственно пути встречаются просто фантастические ландшафты; сплошь красные холмы без намёка в какую-либо растительность.
Целое бы ничего, но свой новенький «Клио» заглох, без- доехав почти 70-ти км перед Марракеша. Замену нам подогнали всего только через два часа. Сие тоже был «Рено Муза», только слегка «отрихтованный» и с немалый трещиной на лобовом стекле. Я попытался помыслить, чтобы мы делали в похожей ситуации, разве бы взяли в аренду машину у который-нибудь-нибудь местной (не международной) прокатной конторы.
Да вот мы и оказались в Марракаше. Стоит сказать, что улицы после гораздо чище, чем в Касабланке, будто и сам город выглядит гораздо приятнее, наверное, сказывается туристическая направленность сего места. Первым делом решили прокурсировать в знаменитую на весь планета медину Марракеша, очень, во благовременьи, непохожую на медину Касабланки. Сообразно крайней мере, там да мы с тобой нашли то, о чем большей частью пишут в путеводителях по Марокко, а особенно, «дух средневекового Востока»: ремесленные лавки, людишки в экзотических одеждах. Однако сей дух довольно быстро улетучивается. Начинаешь перевертывать внимание на мусор, бесстыдство и какие-то зловонные потоки. В центральном месте медины – сверху площади Джемма эль-Фна нечего гре собирается много разного народа: уличные комедианты, опереточные водоносы, гадалки, заклинатели беззубых змеек и прочий сброд. Там но на площади можно и за копейки перекусить, если не вдумываться о том, в каких условиях поедаемая провизия приготовлена. В общем, площадь нас круглый не впечатлила. Возможно, что-нибудь лет двадцать назад возлюбленная и выглядела, как описывают в путеводителях.
Дата четвёртый
Прочитав о красотах долины Урика, решили устремиться на следующий день тама. Благо, что расположена симпатия в каких-то 50-ти км ото Марракеша. Ничем особенным уэд не примечательна – низкогорье. Числом дороге можно купить в соответствии с сходной цене настоящие берберские ковры (сколько мы и сделали). Заканчивается трасса по долине в посёлке Сетти-Фатма (Setti-Fatma). Спустя некоторое время согласно путеводителю есть какие-ведь изумительные по своей красе водопады. Вплоть до водопадов мы не дошли. Хозяйка Сетти-Фатма и протекающая рядышком речушка, наверное, и ведущая близкий путь от тех пресловутых водопадов, таково загажены бытовым мусором, отчего портить себе настроение лицезрением замусоренных природных красот решительно не захотелось. Мы уехали инверсно, несмотря на настойчивые призывы лжегидов, кричавших нам, как будто «лё каскад» находится в альтернативный стороне.
По плану нам предстояла путь-дороженька в Агадир по дороге, пересекающей Ражий Атлас, через перевал Тизи-н-Задача (2100 м). Дорога предстояла дальняя и приставки не- из лёгких (горный клубок). Поэтому была запланирован ночлег в горах. Авансом наметили место – гостиницу с величественным названием “Гранд пансион де Тубкаль» в населённом пункте Асни (Asni). К Асни, наша сестра подъезжали уже вечером, опять-таки нас там ждало небольшое расхолаживание. «Гранд отель», оказавшийся держи поверку совсем небольшим, был закрыт (чаятельно, ввиду окончания оживлённого туристического сезона).
С через путеводителя была найдена дилемма в ближайшем посёлке Уирган (Ouirgane). Найденная в посёлке подворье была на удивление неплоха; своя ракетодром с бассейном, номера в марокканском стиле (полно это по цене недалече 65 евро НВ получай двоих). Перед ужином я решили прогуляться в сам станина. Следует сказать, что марокканские мелкие населённые пункты поближе не очень привлекательны. К примеру, достаточно внешне приличный дом, а ради оградой снаружи уже свал мусора. Скорее всего, местные обитатели совершенно не утруждают себя складированием и вывозом бытовых отходов и упрощенно выбрасывают их за плетень. Угадайте, какой самый неразделимый элемент марокканского пейзажа. Сие пластиковый пакет. Чёрные, синие, белые. Они вдоль-поперек: на обочинах дорог, получай деревьях и в воздухе (их, верно, даже заносит далеко в Сахару).
Получи и распишись ужине жену неожиданно нежели-то отравили. Весь второй день её тошнило. Ровно я потом выяснил, данное квипрокво с туристами довольно типично пользу кого Марокко. Своеобразные понятия марокканцев о гигиене и чистоте делают слушание заведений общепита игрой в рулетку: разрешается здесь отравиться или несть?
День пятый
Переночевав в Уиргане, да мы с тобой отправились в Агадир. Дорога чрез перевал Тизи-н-Тест, суще одной из самых красивых в Марокко, стала, очень может быть, самым ярким впечатлением вслед за всю нашу поездку: впечатляющие горные ландшафты, скалы желтых и красных цветов, берберские касбы (укреплённые поселения). Самоё по себе дорога предостаточно сложная — полоса шириной не менее для проезда одной аппаратура. Чтобы разъехаться на серпантине обе встречные механизмы должны сильно смещаться сверху обочину, ограждений почти в закромах. Ближе к перевалу двигаться даже если страшновато. Навстречу неожиданно выскакивают грузовики, с дороги наверху постоянно ремонтируют, произведение живописи имеет там только щебёночное облепление. Представляю себе, что творится после этого дождей или в снегопад. Зато класс, открывшийся с перевала, оправдал аминь затраченные усилия: яркая солнечная разведривается, высящиеся громады гор высотой больше 3000 м, синее небо, понт облаков внизу. Нам понравилось.
Низойдя с гор, мы проехали путем г. Тарудант (Taroudannt). Симпатичный поселок, выгладит ухоженней Марракеша. Основная примечательность — жёлтого цвета крепостные стены постройки 17-го века. В Тарудант возят туристов с Агадира взглянуть на марокканскую экзотику. Во всех отношениях, цвет строений в Марокко зависит через цвета земли, поскольку самочки строения в основном глинобитные. В Маракеше повально здания традиционно красные. В районе но Таруданта преобладают породы жёлтого цвета, следственно там всё и жёлтое. Изо-за этого в горах редко бывает непросто разглядеть местные поселения. Они круглый сливаются с окружающим ландшафтом, вследствие того выглядят довольно бедно и ублюдочно.
И вот мы в Агадире. Ась? сказать хорошего об Агадире. Ход туристической инфраструктуры затронуло только лишь две основные дороги, идущие разом вдоль побережья. Дорогие отели первой абрис, магазины сувениров, кафе и рестораны. Спустя некоторое время от моря наблюдаются традиционные марокканские городские пейзажи со всеми их прелестями. Развалины португальской крепости, расположенной бери горе над городом (одной изо немногих оставшихся после землетрясения 1960 г. достопримечательностей), в середке являют собой почти бытовую свалку. Посещения всесторонне не заслуживают.
Созерцая от того места раскинувшийся город, мы подумали следующее. Самопроизвольно по себе Агадир – порядочно большой для туристического пляжного отдыха городок (население более 700 тыс. муж (совета)). Недалеко от пляжной зоны расположен купецкий порт. Именно порт, с океанскими судами, береговыми кранами и складами, а безграмотный милый причал для прогулочных яхт (вовремя, если Вы хотите покоиться в Агадире на пляже, получайте отель подальше от порта, ближе к песчаным дюнам возьми окраине города). Принимая умереть и не встать внимание марокканскую бесхозяйственность, будь здоров хочется надеяться, что городские стоки приставки не- сбрасываются в море. Короче говоря, пляжевый отдых в Агадире – посредственный. Океан трескать (за (в) обе щеки) океан. Брать десятидневный вояж и лежать там на припек, не выходя из отеля, восторг сомнительное, хотя надо усмотреть, что отели в Агадире коренным образом на уровне и своей заявленной звездности соответствуют.
Октиди шестой
Весь следующий ультимо мы решили посвятить отдыху получай пляже. Сдали наше несчастное (авто)машина местному отделению Europcar (объединение дороге в Агадир потеряли сам-друг колпака с колёс и за шанс нашего путешествия трещина бери стекле несколько увеличилась). Числом приезду в Москву я выяснил, как Europcar, как водится, заблокировал возьми моей карточке сумму двукратно большую арендной платы, сняв опять-таки при этом дополнительно саму арендную плату. Эдак что, будьте внимательны с местными прокатными конторами.
Денечек седьмой
Мы поехали в автобусе в Эс-Сувейру. С окна автобуса наблюдали коз, пасущихся получи деревьях. В Эс-Сувейре поселились в гостинице Des Iles. Приютный, но видавший виды пансионат c хорошим расположением (рядом с входом в медину). В Des Iles когда-никогда-то в 50-х проживал О.Уэлс, дружно со съёмочной группой, снимавшей в Эс-Сувейре сцены изо знаменитого фильма «Отелло». Сие настолько потрясло жителей Эс-Сувейры, будто отель до сих пор хранит парамнезия о том замечательном событии, никак, что вместе с мебелью и деталями интерьера того времени.
Отсюда следует, Эс-Сувейра или «град художников» как его нам разрекламировали. Медина спору нет почище, чем в Марракеше. Временно ещё видно, что кое-какие аржаны, выделенные ЮНЕСКО, таки были потрачены получи реставрационные работы. Тем приставки не- менее, вонь и грязь присутствуют. Подозреваю, подобно как в марокканских мединах практически и следа нет канализация. Темные углы и переулки, делать за скольких водится в Марокко, используются в качестве туалетов. Кто такой это там делает: гоминиды, собаки или кошки (последних в Эс-Сувейре дикое сумма) не знаю, но думаю, который и те и другие. Можно (нечего нас упрекнуть в чрезмерном пристрастии к «некоторым деталям», хотя, поверьте, не обращать бери них внимание в Марокко беспритязательно невозможно. Приходилось бывать в странах и победней Марокко, во всяком случае там власти почему-в таком случае находят желание и деньги, пусть привести в надлежащий вид основные туристические места и достопримечательности.
В Эс-Сувейре будь здоров кафе и ресторанов, по-мароккански малограмотный очень чистых и опрятных. Продаются неплохие сувениры. Картины а местных художников – откровенная пачкотня. В небольшом порту можно возле полюбоваться на вытащенные получи берег деревянные корпуса рыбацких баркасов. Дорого многие дома в медине Эс-Сувейры и основательно перестроены, кое-где встречаются старинные простейшие положения колониальной европейской архитектуры. Курьезно прогуляться по крепостной стене с пушками 18-го века, деревянные лафеты которых испещрены надписями подобно «здесь был Мустафа».
Октиди восьмой
Эс-Сувейру и Марокко ты да я покидали со смешанным чувством. Впереди была долгая шоссе домой: три часа получай автобусе до Марракеша, оттедова три часа на поезде в Касабланку и умотный перелёт в Москву через Мекка) (мировой) моды.
А теперь выводы. Страна достаточно спокойная и относительно безопасная (хоть нулевого уровня опасности нигде неважный (=маловажный) существует). Марокко – одна с немногих арабских стран, идеже можно путешествовать самостоятельно и бери автомобиле, дорожная сеть развита хоть куда, и хамства на дорогах даже если меньше, чем в России. Разнообразные природные ситуация, экзотика Магриба, красивые много с возможностью проведения трекингов. На равных правах со всем этим хоть куда ужасающая грязь и антисанитария, которые радикально портят впечатление от поездок объединение стране и осмотра достопримечательностей.
Беспричинно что решайте сами, чисто вы хотите получить ото поездки в Марокко. Полагаю, фигли пляжный отдых при таковский цене авиабилета совершенно того безграмотный стоит. Хочется сказать, сколько реклама путеводителей и туристических компаний о «волшебной стране Магриба» бешено сильно преувеличена. Если ваш брат обратите внимание, все фотографии достопримечательностей в Марокко сделаны приближенно, чтобы в кадр не попадал фас земли или асфальта. Я стек с часто старался так сдирать. Думаю, вы понимаете с какой радости.