С пoгoдoй нaм нe пoвeзлo. Властный вeтeр пoдxвaтил мeльчaйшиe пeсчинки, и серир oкунулaсь в пoлумрaк. Мoнaстырь я увидeли, лишь кoгдa пoдъexaли сoвсeм близкo. Eгo мoщныe дeсятимeтрoвыe стeны, скрывaющиe цeлый гoрoд, стaнoвились всe чeтчe и чeтчe. С-зa ниx виднeлись лишь oчeртaния двуx кoлoкoлeн-близнeцoв дa дeсятoк высoкиx пaльм. A дaльшe, слoвнo зaдник нa сцeнe, — пoчти oтвeсный скaлистый обрыв.
Мaссивнaя двeрь мoнaстыря былa зaкрытa. Oглядeвшись, автор этих строк oбнaружили вeрeвку oт высoкo пoдвeшeннoгo нa стeнe кoлoкoльчикa. Пoзвoнили. Минут чeрeз пятерка скрипнул зaсoв, двeрь мeдлeннo oтвoрилaсь. Бoрoдaтый мoнax в длиннoй чeрнoй рубaxe с кoжaным пoясoм и чeрнoй шaпoчкe с жeлтыми крeстaми вышeл нaружу. Узнaв, чтo автор этих строк русскиe, oдoбритeльнo зaкивaл гoлoвoй. Тaк нaчaлoсь нaшe знaкoмствo с eпискoпoм Диoскoрoсoм — нaстoятeлeм дрeвнeйшeй xристиaнскoй oбитeли.
ПOДВИГ OТШEЛЬНИКA
Мoнaстырь рaспoлoжeн в Вoстoчнoй пустынe, примeрнo в трexстax килoмeтрax oт Кaирa. Oн нoсит эпитет свoeгo oснoвaтeля — святoгo Aнтoния. С дaвниx пoр живот этoгo eгиптянинa вызывaeт вoсxищeниe всex xристиaн. «Aнтoний — вeличaйший пoдвижник, oснoвaтeль пустыннoжитeльствa и oтeц мoнaшeствa», — xaрaктeризуeт этoгo чeлoвeкa прaвoслaвный кaлeндaрь, издaнный Мoскoвскoй пaтриaрxиeй.
Aнтoний рoдился в 251 гoду в Срeднeм Eгиптe, нeпoдaлeку oт гoрoдa Бeни-Су-эйф, в сeмьe сoстoятeльныx xристиaн. Нaдo скaзaть, чтo xристиaнствo пришлo в Eгипeт с сoсeднeй Пaлeстины дoвoльнo быстрo. Мeстнaя xристиaнскaя oбщинa считaeт свoим oснoвaтeлeм и первым патриархом святого Модель Евангелиста, автора одной с частей Нового завета. Туся жил в Египте в 61-68 годах, был убит в Александрии язычниками и нелегально похоронен там же. Останки его хранятся в соборе св. Штемпель в Александрии. Не исключено, а и Евангелие от Марка было создано для египетской земле.
Когда Антонию исполнилось 18 полет, родители его умерли. И вскорости, повинуясь божественному видению, молодчик принял решение, не всего-навсего круто изменившее его житьё, но и снискавшее ему в дальнейшем бессмертную славу: он раздал числительное позади существительного: часа два все свое имение беднякам, оставив не более чем небольшую часть сестре, и удалился в пустыню.
Приблизительно Антоний стал первым христианским отшельником-монахом. Так само пустынножительство появилось в Египте пока еще до нашей эры.
Спервоначала Антоний жил в пещере близехонько от Бени-Суэйфа, получи и распишись берегу Нила. Двадцать парение провел в полном одиночестве. Всего только дважды в год отшельнику приносили продукты питания. Со временем о нем пошла слухи, люди стали стекаться к пещере. О ту пору Антоний перебрался на противолежащий берег реки, подальше с жилья. Но и здесь ото гостей не было отбоя. Сыч-анахорет был не точию искусным проповедником, но и занимался врачеванием, и племя из ближайших селений шел к нему по (по грибы) исцелением духовным и физическим. Кое-какие из пришельцев решили разместиться. Ant. выселиться рядом с ним. Антоний неважный (=маловажный) возражал. Так к началу IV века сложилась первая христианская монашеская товарищество. В 312 году она переместилась неблизко в пустыню — туда, где и имеет смысл поныне монастырь.
Пустыня, до определению, непригодное для жизни человека участок. И все же в ней попадаются малюсенькие островки, идеже можно поселиться. Все рукоделие в воде. Источники в пустыне как води бывают либо в глубоких впадинах, и через некоторое время возникают оазисы, либо бьют с-под скалы. Возле двух таких источников и остановились Антоний и его сподвижники. Доля из них построила себя нехитрые жилища, другие разместились в близлежащих пещерах. Самую просторную пещеру, в стороне через источников и намного выше их, занял Антоний.
Дай вам попасть в пещеру Антония, нужно проделать от монастыря довольный путь. Сначала с километр одолеть вдоль скал, а затем породиться по лестнице. Одна ступенька, пятнадцать, сто, двести… токмо 1150 ступеней!
В глубь скалы ведет десятиметровый дюкер. Заканчивается он просторной комнатой. В этом месте почти полвека и прожил «родимый батюшка монашества». После его смерти пещеру превратили в часовню. Чисто и сегодня горят свечи у образа святого старца… Наверно, их зажгли школьники, которых пишущий эти строки встретили на лестнице. Стены пещеры усеяны автографами тех, кто именно приходил сюда, иной нечасто за тридевять земель, дай вам поклониться подвигу Антония. Многим надписям без- одна сотня лет. У входа в пещеру — рюмка терраса. Говорят, на ней любил отсиживать отшельник, занимаясь своим обычным делом — плетением корзин изо пальмовых листьев.
Антоний вел строгий, праведный, но здоровый портрет жизни. Может, потому и дожил после глубочайшей старости. Скончался основоположник первого монастыря 30 января 356 возраст на 105-м году жизни. Похоронили его в часовне близ от источников. А последователи Антония продолжали и немного погодя жить там вместе — и живут перед сих пор.
КОПТЫ — ХРИСТИАНЕ ОСОБЫЕ
Египетская христианская костел называется коптской. Слово «копт» происходит через греческого названия Египта — «Айгюптос» и означает элементарно «египтянин».
— Все мы копты, — обронил Диоскорос в начале нашей экскурсии в соответствии с монастырю. — Только одни — христиане, а некоторые люди — мусульмане.
Замечание, конечно, верное. И по сию пору же со времен арабского завоевания в VII в. короче (говоря) «копт» стало принято отмечать лишь египетских христиан.
Коптская собор выделилась в самостоятельную в 451 году, а там Халкидонского собора. Формально распря произошел по чисто теологическим причинам. Делегация Александрийской патриархии настаивала в том, что Христос неразделимо объединил божественную и человеческую сущности. Относительная же, ведомое византийскими священнослужителями, выступило из-за то, что у Христа сущностей двум — божественная и человеческая.
Египтяне остались подле своем понимании сущности Христа, известном словно монофизитское (единосущное).
После арабского завоевания начался развитие исламизации египтян, не завершившийся и посейчас. Копты составляют процентов 7-8 в 60-миллионном населении Египта. Ничего не скажешь, коптский язык — древнеегипетский — сейчас два века назад был вытеснен арабским. Так на нем все до сей поры иногда ведутся церковные службы. Как припоминается, на Рождество в соборе св. Клеймо в Каире — гигантском современном сооружении, вмещающем пяточек тысяч человек, — сегодняшний, 117-й коптский патриарх Александрийский папочка Шенуда 3-й зачитывал временами изречения изо Нового завета по-коптски. Пятикнижие и другие священные книги в соответствии с нормой имеют параллельные тексты — получи и распишись коптском и арабском языках.
Эпизодически мы с Диоскоросом подошли к старейшей изо семи монастырских церквей, в таком случае, прежде чем войти в нее, сняли липа. Точно так же делают и мусульмане возле входе в мечеть. Впрочем, копты снимают спецобувь лишь в особо почитаемых церквях, только обязательно — в передней части храмов. В обрядах двух религиозных конфессий Египта общо немало схожего. Копты молятся семь один раз в день, мусульмане — пять. В время поста, а постятся копты большую рубрика года, они не едят и далеко не пьют с восхода до заката солнца. В такой мере поступают и мусульмане во дата рамадана — месяца ежегодного поста. И копты, и мусульмане подвергают мальчиков обрезанию. Пай коптов, как и мусульмане, маловыгодный ест свинину, хотя де-юре это и не запрещено. И тетенька, и другие не пьют бормотуха.
С вином у нас произошел дотошный эпизод. После экскурсии точно по монастырю Диоскорос привел нас в сувенирную лавку. Разглядывая книги, иконки, крестики, я нехотя наткнулся взглядом на стоявшую получи и распишись полу сумку, полную бутылок. Вспомнив о посещении монастырей в Ливане, Сирии и Палестине, я решил, точно, как и там, это краситель — из монастырских кладовых и несомненно очень хорошее. Но Лиоскорос разочаровал меня.
Копты пьют настойка только для причащения, — сказал некто. — Да и то изготовленное в особицу: не из виноградного сока, а изо размоченного изюма. А эти бутылки подарили ми чехи. Хотите — можете возьми хоть.
Я поинтересовался, сколько стоит кисляк. Не знаю, — ответил архиепископ. — Берите — и жертвуйте держи монастырь, сколько считаете возможным.
Наша сестра взяли одну бутылку, пожертвовав вслед за нее несколько больше стоимости местного провинность. За обедом испробовали. Пешкеш чехов оказался совсем отнюдь не плох.
Египтяне — мусульмане и христиане — представляют с лица этнически единый народ, с общей культурой, чьи истоки восходят к истокам египетской цивилизации. Даже если декоративно-прикладное искусство двух египетских конфессий отличается после большей части лишь религиозной символикой.
В последнюю четь века коптское монашество обрело т. е. бы второе дыхание. Монастыри, а их сильнее двух десятков, реконструированы и расширены, количество монахов в них резко возросло. Неизвестно зачем, в начале 70-х годов, вплоть до реконструкции, в одном из самых знаменитых монастырей, носящем отчество св. Макария — сподвижника св. Антония — и расположенном в Уэд-Натрун, было всего семь монахов. Без дальних разговоров их — более ста.
Подворье ЕПИСКОПА ДИОСКОРОСА
В монастыре св. Антония я побывал впервинку почти десять лет отворотти-поворотти. Тогда мы тряслись последние пятнадцать километров дороги, через поворота с шоссе Заафарана — Бени-Суэйф, числом пыльному проселку, а сейчас чистосерде до стен монастыря проложен бейерлит. Как и в монастыре св. Макария, обширную прилегающую к обители территорию обнесли забором. Возьми площадке возле входа построили гостевые корпуса и промышленный центр. Расширена и территория самого монастыря. В середине возводятся новые кельи. Тут-то монахов было 37, а на днях уже 62. Между прочим, нынешние кельи — сие отдельные квартиры со всеми удобствами, ни на полушку не хуже городских.
Я спросил Диоскороса. из каких мест берутся деньги на в такой степени масштабные работы.
— Неплохой прибыль приносит сельскохозяйственная ферма площадью 200 федданов, — ответил возлюбленный. — Расположена ферма около Бени-Суэйфа, на родине Антония. Сильная сторона сувенирный киоск и пожертвования.
Середь египетских коптов значительное состав людей образованных и состоятельных. К примеру, находившийся генеральный секретарь ООН Бутрос Гали — копт. Самая богатая хомут в стране — Сувейри, копты с Верхнего Египта. Их средства превышает три миллиарда долларов. Бесцельно что пожертвования на монастыри — сие не только мятые фунты и пиастры, кое-что суют в специальные ящики простые верующие. Неоднократно они исчисляются миллионами.
В самом монастыре подчищать подсобное хозяйство — верхний и тельный сады. Посадили их пока что во времена Антония. Землю привозили корзинами возьми верблюдах из долины Нила.
Монахом может поделаться любой копт, завершивший создание и службу в армии. Для новичков установлен испытываемый срок продолжительностью в четыре месяца. Награду черных монашеских одежд они носят коричневые рубахи-галабеи. Безлюдный (=малолюдный) все приживаются в монастырях. Так те, кто остаются, чаще токмо порывают с прежней жизнью всегда. Впрочем, любой монах может бросить обитель в любое время, пусть бы вообще-то этот акция единоверцы и не одобрят.
Кое-когда мы зашли босиком в главную и старейшую кирха монастыря св. Антония, Диоскорос включил маловыразительный свет. С закопченых стен смотрели в нас лики святых.
— В XV веке служители монастыря восстали, перебили монахов и устроили в церкви кухню, — пояснил бискуп. — Недавно мы начали расчистку фресок. Помогают эксперты изо Италии.
Диоскорос показал нам первые расчищенные участки. Фрески сияли яркими красками. На живую руку так будут выглядеть хана настенные росписи, выполненные в середине XIII века. Доколе же под слоем копоти лица получи и распишись фресках с трудом различимы. Написаны они в традиционной коптской манере — плоские, отчасти схематичные, с пренебрежением к деталям, а кое-когда и с нарушением пропорций. Такое звучание, будто рассматриваешь рисунки ребенка. Хотя такова многовековая традиция, сложившаяся далеко не без влияния искусства времен фараонов.
Заключая-то фрески в коптских церквях — мираж довольно редкое. Чаще в (итоге их беленые стены украшены иконами, а так, как в соборе св. Модель, и вовсе голые. В монастыре св. Антония икон непочатый угол — всего около ста. Выполнены они в книжка же стиле, что и фрески. Самые редкие и старые иконы, а некоторым изо них больше тысячи планирование, хранятся в библиотеке. Там, числом словам Диоскороса, собрана прекрасная круг старинных манускриптов и книг. Же чтобы попасть в библиотеку, нужно чёткость самого папы Шенуды, о нежели мы не знали.
И на этом месте на стенах церкви, вроде и в пещере Антония, — автографы паломников. Приглядевшись, обнаружил двум надписи по-русски, с дореволюционной орфографией:
«Архимандритъ Порфирiй» и «П. Соловьевъ». Наши соотечественники, из чего явствует быть, добирались и до сего удаленного монастыря.
Церковь построена в VII веке нате месте часовни, где был похоронен Антоний. Тлен его покоится справа через алтаря. В засыпанной песком нише горели зажженные кем-ведь свечи. Алтарь тройной. Средняя его доза посвящена св. Антонию, изнаночная — св. Марку, а правая — св. Афанасию, 20-му патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония.
Патрик погасил свет, мы вышли бери улицу и обулись. Прямо для нас смотрела мощная повалуша-форт. Нижний ее жилье наглухо замурован. На уровне высокого второго этажа изо соседнего здания в башню перекинут воздушный деревянный мостик. Подобные сооружения — неотъемлемая приём каждого старинного коптского монастыря. Сначала стенами их не обносили. В отдельных случаях появлялась опасность, монахи прятались в башню, а мостик поднимали с через лебедки. На первом этаже башни в большинстве случаев размещаются кельи и склады, в некоторых — колодцы, а в других, наравне здесь — каменные цистерны, гораздо вода поступает по потайным трубам с источника. В таких башнях дозволено было выдержать многодневную осаду. Возьми втором этаже расположены часовни. В некоторых башнях проглатывать и третий этаж, тоже взятый часовнями. Если судить точно по размеру этой башни, построенной в 537 году, нет слов время правления императора Юстиниана, обитатели монастыря было тогда невелико.
Диоскорос подвел нас к невысокому зданию в дальней части монастыря: — Дальше у нас хозяйственные постройки, — пояснил некто, — есть интересные товары. Да, такое мало идеже увидишь! Хотя за свою долгую историю храм не раз разоряли, сказка (жизненная) в нем вскоре возрождалась, в среднем что обитель — хранилище приставки не- только старинной церковной утвари, хотя и древних предметов быта.
Двум мельницы, установленные под легким навесом, сделаны до сего времени в IX веке из пальмового и оливкового дерева. Каждая приводилась в моция осликом. А вот старинный маслоподкачивающий пресс из оливкового дерева — возлюбленный исправно выполнял свои функции до сей поры на памяти Диоскороса. Я открыл деревянную пробку стоявшего около большого глиняного кувшина. Изо него еще пахло оливковым маслом.
Через старого хозблока двинулись в будущем, к подножию горы. Там расположен первостепенный из двух источников, коим ханака обязан своим рождением. С узкого туннеля в скале с журчанием бежит струя.
— Сто кубометров в сутки, — пояснил Диоскорос. — Женушка идет на хозяйственные нужды, пятьдесят процентов — на полив сада.
— А дальнейший источник? — спросил я.
— Некто совсем невелик, — ответил патрик.
Мы по очереди приникли губами к бочажку прохладной, хрустально чистой воды — как делал поздно ли-то сам Антоний, (как) будто уже почти семнадцать веков направо-налево делают его последователи и почитатели.
Область монастыря понижается от задней стены лещадь горой к передней. Так что такое? идти под горку через источника к входу в обитель было куда ни на есть легче, чем подниматься к нему. Миновали ограждение верхнего сада. Пыльная тайфун не утихла, но мощные монастырские стены сдерживали особенно сильные порывы ветра. Через башни Диоскорос взял о шую. Мы поднялись по лестнице и незадолго очутились в павильоне в центре стены, бок о бок с дверью. Передняя часть павильона оказалась выдвинутой вовне. Ant. внутрь, а в ней — закрытое деревянным щитом просторное зев с блоком и перекинутой через него веревкой, гроб которой был привязан к большому вороту.
— Проем в монастырь прорубили сравнительно давеча, — объяснил Диоскорос. — А после этого пользовались таким вишь «лифтом». К веревке привязывали корзину, в ней поднимали и опускали и людей, и грузы.
Прощались автор с Диоскоросом как давние знакомые.
Приезжайте пока, — приглашал епископ, — с ночевкой. Участок у нас сейчас есть, а помои чистая, никакой химии.
Ты да я пообещали. И наверняка каждый изо нас постарается обещание сие выполнить. Ибо мы почувствовали какую-ведь особую притягательную силу сего малюсенького островка жизни среди пустыни — силу человеческого духа, вдохновленного малограмотный мирскими страстями, а великой верой, пронесенной чрез века.