Сeйчaс, пoжaлуй, глaвнaя дoстoпримeчaтeльнoсть Стрaны Сaльвaдoрa Дaли – музeй-тeaтр. Срeди испaнскиx музeeв пo пoсeщaeмoсти oн уступaeт все прoслaвлeннoму Прaдo, чaстнoй кoллeкции Тиссeнa дa филиaлу музeя Гуггeнxaймa, нeдaвнo oткрывшeмуся в Бильбao. Музeй рaспoлoжeн в здaнии бывшeгo муниципaльнoгo тeaтрa, пoстрoeннoгo в 1849 гoду. Здeсь сoстoялaсь пeрвaя выстaвкa прoизвeдeний Дaли, кoтoрoму былo тoгдa всeгo 14 лeт. Выстaвкa имeлa сенсационный успex, o кoтoрoм Дaли нe зaбывaл, дaжe стaв мaститым xудoжникoм. И пoтoму имeннo этo пoмeщeниe oн выбрaл впoслeдствии исполнение) свoeй пoстoяннoй экспoзиции. Xoтя с гoдaми тeaтр прeврaтился (сoвсeм кaк в eгo сoбствeнныx мeтaмoрфoзax) в… рыбный рынoк, этo тoлькo зaбaвлялo вeликoгo мaстeрa мистификaций. Зa рaзрeшeниeм пришлoсь oбрaщaться к сaмoму Фрaнкo, кoтoрый, xoтя и бeз oсoбoгo вoстoргa oтнoсился к «стрaннoму» искусству Дaли, нo «высoчaйшee блaгoслoвeниe» дaл.
Мoлoдoй кaтaлoнский aрxитeктoр Пeрeс Пиньeрo рaзрaбoтaл прoeкт рeкoнструкции здaния тeaтрa. Дали просил приберечь фасад, но переделать убранство. Потолок заменили куполообразным витражом, сверху изготовление которого ушло 2160 разноцветных треугольных стекол. Обитатели Фигераса с любопытством наблюдали, наподобие росло необычное сооружение, которое специалисты вслед за тем назовут «памятником сюрреалистической архитектуры». Скансен-театр – внушительное здание с многочисленными переходами и внутренними двориками. Внутри он похож на ухо темных, разных по размеру комнат, в соответствии с которым можно кружить по бесконечности. В центре его поселилась «Леда с лебедем» – ни дать ни взять Галы, жены Сальвадора Дали.
В специальных залах размещены отдельные люди «сокровища» маэстро: биде с борделя «Ле Шабанэ», тот или иной якобы посещал английский цезарь Эдуард VII; софа конфетно-розового цвета в форме губ американской актрисы Мэй Уэст; «дождливое мотор» – один из кадиллаков художника. Вплотную него постоянно толпятся слушатели, развлекаясь, как дети: разве бросить в специальное отверстие монету в высшая оценка песет, из такси брызнет многословие. С внешней стороны стены музея украшены фигурами обнаженных женщин и гигантскими муляжами куриных яиц высотой 2,8 метра и диаметром 1,8 метра каждое. По-над крышей развевается черно-белесый флаг Страны Сальвадора Дали. Однако самое ценное в музее, открытом 23 сентября 1974 годы, – собрание произведений художника: коллекции картин, гравюр, рисунков, скульп поход, включая знаменитые «Галарина», «Автопортрет с ветчиной», «Тристан и Золя», «Портрет Пикассо», «Фантасмагория сексапильности», «Корзинка с хлебом», «Баба у окна», «Портрет отца».
(год) спустя смерти Дали к этому собранию добавились полотна, которые некто завещал родной Каталонии. А последние фошка года художник жил в этом но доме, в башне «Галатея». Пуболь – до сего часа один важный пункт Страны Сальвадора Дали. В конце 30-х годов Сальвадор Дали поклялся своей возлюбленной Гале, как подарит ей настоящий контролька. Но сумел исполнить свое клятва лишь спустя несколько десятилетий. В летнее время 1968 года, случайно оказавшись в деревне Пера, какими судьбами в 40 километрах от Фигераса, плакатист обратил внимание на дворец Пуболь, название которого в переводе с испанского означает «тополек». Сооруженный в XII веке, он долгое момент пустовал, и постепенно это внушительное и самое древнее состав в округе превратилось в руины. После этого осталось несколько камней римской эпохи, по щучьему велени сохранился фронтон с вылепленной бери нем эмблемой, изображающей ворону.
Кондоминат было отгорожено от таблица высокой стеной и решеткой, и сие тоже понравилось Дали. Симпатия, не задумываясь, купил замычка. В Пуболе закипела работа, и от два года Дали преподнес любимой обетованный подарок. В знак того, как замок принадлежит именно Гале, дьявол повсюду – на картинах, мебели, всевозможных предметах – разбросал букву «г», стилизованную перед вензель на гербе. Журналисты шелковица же окрестили замок «Дворцом любви». Едва 12 лет Пуболь был летней резиденцией знаменитой четы. Однако единственной его хозяйкой считалась Гала, а Дали во охотку выполнял все ее прихоти. Скажем, находиться в этом доме симпатия мог только с ее разрешения. В 1986 году «Валгалла любви» стал музеем. В Пуболе содержит странное ощущение: будто находишься в глубине полотен Дали. Здесь исключительно и сюрреалистично все – домашняя вещи, мебель, зеркала, ванные комнаты, отделанные золотом, пусть даже водопроводные краны. Впрочем, деталям Дали до скончания веков придавал особое значение. Низенький пустой стол на индюшачьих лапах в внушительный гостиной стоит точно по-над окном, прорубленным в полу, и через него просматриваются бывшие конюшни – в них на днях художественная галерея. В саду так и дело натыкаешься на слонов и жирафов в натуральную величину, которых, развлекаясь, лепил Дали. А у бассейна – караван бюстов Вагнера, к музыке которого специалист был неравнодушен. Женщины общепринято сразу устремляются на незаинтересованный этаж замка – там выставлены многочисленные наряды Галы. Симпатия предпочитала туалеты, сделанные в соответствии с эскизам супруга. Наверное, просто-напросто в Пуболе и можно познакомиться с искусством Дали-«кутюрье». Тогда же хранится его рубаха и знаменитая каталонская красная шапочка с кисточкой, в которой дьявол запечатлен на одном с лучших фотопортретов. Вещи изношены, равно как говорится, до дыр: Дали облачался в них каждодневно, вставая к мольберту в мастерской. Тогда же, в Пуболе, нашла худой приют Гала.
Смерть настигла ее в 80 километрах через Пуболя, в крохотной средиземноморской деревушке Речные ворота-Льигат. Дом в Порт-Льигате в знак от других музеев художника только и можно назвать «интимным мемориалом». Дьявол связан с молодостью Дали и его надеждами, с началом его любви и славы. И с самой порядочный утратой в его жизни. …В сентябре 1929 возраст в поселок Кадакес, в нескольких километрах ото Порт-Льигата, где если на то пошло жил Дали, приехал запошивочный поэт Поль Элюар со своей русской женой Еленой Дьяконовой – Галой, подобно ((тому) как) называли ее еще в России. Дали влюбился в Галу с первого взгляда. Ему было 25 полет, ей – 36. И она, пораженная молодым художником, безлюдный (=малолюдный) раздумывая, осталась в Кадакесе. Разразился ссора. Отец Сальвадора в гневе отказал ему кайфовый всякой поддержке. Не одобрили поступка Дали и его братва. Тогда Дали и Гала уединились в Речные ворота-Льигате. В то время сие была заброшенная бухточка – одно с самых пустынных мест нате каталонском побережье Коста-Брава. Вдовиночка рыбака уступила им свою хибарку с удобствами закачаешься дворе. Именно из этой запущенной дощатой лачуги, крошечку защищавшей ее обитателей с сильных ветров, и вырос палата, который со временем превратился в пинакотека. Хижина долгие годы перестраивалась согласно собственному проекту художника, объединяя в себя все новые строения. «Выше- дом рос как некая биологическая строй, размножаясь клеточным почкованием», – скажет дальше Дали.
В конце концов жилище в Порт-Льигате внешне уподобился мавританскому жилищу, напоминающему фундаментальность под черепичной крышей по-над простым белым фасадом почитай без дверей и окон, окруженным разросшимся садом. Комнаты сверху разных уровнях, соединенные посерединке собой узкими лестницами и коридорами, образовывали в такой степени любимый художником лабиринт. В награда от роскошного Пуболя тут. Ant. там все просто, основательно и качественно. Стены, беленые известью, полы, выложенные терракотовой плиткой. В прихожей деревянные стулья, благообразный сундук, чучело канадского медведя – оно служило подставкой на тростей и зонтов. Две белые гостиные едва (ли) не без мебели. В столовой – ортогональный дубовый стол, украшенный двумя железными светильниками. От случая к случаю на улице было недоброжелательно, супруги обедали здесь, сидя нате деревянной скамейке. Отсюда порядком ступенек вверх и пара поворотов ведут в необыкновенную комнату с каменными сиденьями по-под стен, которую Дали окрестил «Яйцом Гала». Симпатия действительно яйцевидной формы. Единственное ее фероньера – огромный круглый белый камелек, опоясанный кирпичным фризом. Расположенное возьми его фронтоне круглое поверхность дает искаженное изображение овального пространства. Дабы как-то украсить необитаемый интерьер, Гала бросила сверху сиденья подушки из индийского шелка, а у камина поставила русский голова.
Рядом с «Яйцом Гала» – дворец книги Дали, картинная галерея, вместившая работы художника, созданные в Речные ворота-Льигате, коллекция безделушек, которые собирал благоверный дома. На самом верху лабиринта – спальная. Она «подвешена», как полуэтаж, и смотрит в море, отражаясь в зеркалах. Сие единственное место, которое выбивается изо аскетичной обстановки дома – двум огромные кровати под голубым шелковым балдахином с соломенный отделкой и розовой вышивкой поставлены рука об руку друг с другом. Сальвадор и Гала любили данный дом. Даже в замок Пуболь они перенесли его частичку: арша и море Порт-Льигата, убегающие из-за горизонт, Дали только ему известным объемным способом воссоздал в спинке позолоченного «трона», получи и распишись котором восседала его избранница, принимая гостей. Последний разочек в любимый дом Гала приехала со временем операции из барселонской клиники, пациентка и разбитая. Здесь ранним ни свет ни заря 10 июня 1982 годы она и скончалась, успев сказать свою последнюю волю: упокоить ее в Пуболе. С момента первой встречи Галы и Дали выздороветь почти 53 года. И про любимой безутешный Дали нарушил дхарма, запрещавший перевозить тела умерших вне разрешения местных властей. Покойную завернули в конверт и посадили, как живую, возьми заднее сиденье кадиллака. Из-за рулем автомобиля был однолюб помощник – шофер Артуро. От час с небольшим были в Пера, идеже все уже было суши портянки к погребению. 11 июня в цифра часов вечера забальзамированное организм Галы положили в гроб с прозрачной крышкой и похоронили. Для погребении 78-летний Дали обретаться отказался. В Порт-Льигат дьявол больше никогда не возвращался и поселился в Пуболе, в замке Галы. 20 июля, через месяц с небольшим после ее смерти, монарх Испании Хуан Карлос I наградил Дали большим крест-накрест Карлоса III и пожаловал ему ширваншах маркиза Пуболя. Наконец-ведь сбылась давняя мечта художника – вестись официально причисленным к аристократии. Дьявол добился уточнения титула: маркиз Дали-и-Пуболь. Дали гордился сим званием, считая, что оно соединяет его с его музой. В зарубка благодарности художник преподнес в подачка Испании картину «Три восхитительные загадки Галы» – последнюю урок поклонения жене. В Пуболе Дали написал и приманка последние картины – «Котлета и серничек», «Китайский краб», «Ласточкин отход». Он работал в столовой замка возле электрическом свете, сидя сверху табурете. Сестра милосердия фрау Фабрега читала ему, подобно ((тому) как) это раньше делала Гала. В Вотан из мартовских вечеров 1983 лета в приступе буйства Дали бросился кассировать полотна, кричал, что невыгодный узнает в них себя. В большинстве случаев кисти в руки он приставки не- брал. 30 августа 1984 лета неожиданно загорелась кровать Дали: содеялось короткое замыкание электропровода у звонка, которым возлюбленный вызывал сиделку. Художник только-только не погиб. Его отправили в клинику, в Барселону. С того места он вернулся в Фигерас, град своего детства. 23 января 1989 годы художник умер. Круг замкнулся. Апотеций Сальвадора Дали в белой тунике, которую возлюбленный особенно любил, погребено, ладком его последнему завещанию, в склепе музея-театра. А 20 Марфа 1997 года в Порт-Льигате открылся Метрополитен-музей Дали. Спустя еще неуд года здесь отреставрировали яхту «Гала», принадлежавшую художнику. Получи и распишись ней можно отправиться бери прогулку по Средиземному морю, в качестве кого это делали Сальвадор и Гала, эпизодически уединялись в этих местах…