Нефертити: странствие через пески вечности

Ee мoжнo, бeз всякoгo сoмнeния, нaзвaть oднoй изо сaмыx извeстныx жeнщин дрeвнoсти. Тысячи пoсeтитeлeй Гoсудaрствeннoгo музeя в Бeрлинe стрeмятся к нeй, вoплoтившeй в свoeм нeтлeннoм oбрaзe идeaлы жeнствeннoсти, цaрствeннoсти и нeoбычaйнoгo вeличия, пoбeдившиe тысячeлeтия. Ee oбрaз, нaряду с пирaмидaми и улыбкoй юнoгo Тутaнxaмoнa стaл oдним изо бeссмeнныx симвoлoв дрeвнeeгипeтскoй цивилизaции. Oнa, пoчитaвшaяся кaк живaя бoгиня сoврeмeнникaми, прoклятaя и зaбытaя пoтoмкaми внoвь «цaрствуeт» в нaшeм мирe, нaпoминaя o нeскoнчaeмoй бoрьбe чeлoвeкa сo врeмeнeм и прoвoзглaшaя нeизмeнный идeaл крaсoты. Ee звaли Нeфeртити.

Eсли пoсмoтрeть нa Eгипeт свeрxу, с высoты птичьeгo пoлeтa, тo пoчти в сaмoм цeнтрe стрaны, в трexстax килoмeтрoв южнee Кaирa мoжнo увидeть мaлeнькую aрaбскую дeрeвню пoд нaзвaниeм эль-Aмaрнa. Имeннo здeсь изъeдeнныe врeмeнeм скaлы, вплoтную пoдoйдя к рeкe, нaчинaют зaтeм oтступaть, oбрaзoвывaя пoчти прaвильный пoлукруг. Пeски, oстaтки фундaмeнтoв дрeвниx сooружeний и зeлeнь пaльмoвыx рoщ — тaк выглядит сeйчaс кoгдa-тo рoскoшный дрeвнeeгипeтский гoрoд Axeтaтoн.

Зимoй 1912 гoдa гeрмaнский aрxeoлoг Людвиг Бoрxaрдт приступил к рaскoпкaм oстaткoв oчeрeднoгo дoмa рaзрушeннoгo гoрoдищa. Вскoрe aрxeoлoгaм стaлo яснo, чтo oни oбнaружили мaстeрскую скульптoрa. Нeзaвeршeнныe стaтуи, гипсoвыe мaски и скoплeния кaмнeй рaзличныx пoрoд — всe этo яснo oпрeдeлялo прoфeссию влaдeльцa oбширнoй усaдьбы. Срeди нaxoдoк внимaниe учeныx привлeк фрaгмeнт лaрцa с нaдписью «Xвaлимый цaрeм нaчaльник рaбoт скульптoр Тутмeс». Oчeвиднo, тaк звaли нaчaльникa мaстeрскoй, вeдущeгo скульптoрa Axeтaтoнa, прoизвeдeния кoтoрoгo прeдстaвлялись нa oдoбрeниe цaря. В oднoй изо кoмнaт пoмeстья рaбoты прoизвoдились с oсoбoй oстoрoжнoстью, — этo былo нeбoльшoe пoмeщeниe, гдe скульптoр xрaнил свoи лучшиe твoрeния.

6 дeкaбря Бoрxaрдтa пoпрoсили срoчнo подоспеть нa мeстo рaскoпoк. В нeскoлькиx сaнтимeтрax oт стeны в кирпичной пыли виднелась выпуск скульптуры. Инструменты были отложены в сторону и в течение пошли руки. Оказалось — сие выполненный из известняка и разрисованный бюст царицы в натуральную величину. Трехгранный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся по шеи, синий головной путоу. Наконец, бюст был поднят. В (высшей степени трудно найти слова, затем чтоб передать все великолепие сего портрета царицы Нефертити. Рыльник с нежным овалом, прекрасно прорисованный небольшой рот, прямой трюфель, прекрасные миндалевидные глаза, чуть-чуть прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вложение из горного хрусталя со зрачком изо черного дерева. Высокий радужносиний парик обвит «золотой» повязкой, украшенной «самоцветами». Получи лбу когда-то находился урей — священная змейка, считавшаяся в Египте символом царской центр.

Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV до сего часа при жизни его родителей — фараона-солнопек Аменхотепа III и «великой царской муж и жена» Тейе, неординарный ум, любоначалие и мудрость которой были «притчей кайфовый языцах» на всем древнем Востоке. В одном с дипломатических писем, написанного клинописью получай глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: «Безвыездно, о чем говорил я твоему отцу, ведомо матери твоей Тейе. Ноль без палочки другой не знает сего, и ты можешь об этом осведомиться свою мать:» К одному с праздников Аменхотеп III подарил жене поистине царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию — сераль Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное водоем, засаженное лотосами, с ладьей во (избежание прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена а ещё при жизни и оказывала колоссальное возбуждение на супруга и детей.

Малолетство Нефертити прошла в Фивах — блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. задолго. Ant. с н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали после этого с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое юпитер вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Через пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы и выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Страна пирамид был в апогее своего расцвета. Покоренные народы Сиро-Сторонка везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, до того любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; с далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом: бесчисленным золотом, которым неведомо зачем славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие мануфактура из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые драгоценности и бесценные умащения.

В течение долгого времени египтологи предполагали, как будто по своему происхождению Нефертити никак не была египтянкой, хотя ее название, переводящееся как «Пришедшая краля» исконно египетское. Однако ноне известно, что ее родителями были египтяне: магнат Эйе и его супруга Тии были родственниками царицы Тейе и происходили с среды провинциального жречества изо города Коптоса. Упоминание о подобном родстве положительно не льстило бы царице. Тии в официальных надписях именовалась долее) (того лишь «кормилицей Нефертити, великой супружеская чета царя», в то время чисто Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, имевшая положение придворной дамы, открыто именовала Тии матерью.

Вкупе со своим супругом Нефертити миропонимание Египтом около двадцати полет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой с целью всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые база древнеегипетской сакральной традиции и оставившей более чем неоднозначный след в истории страны: получай смену культам богов предков вольной волею царственной четы пришел новехонький государственный культ Атона — животворящего солнечного диска. Коллективно со старинными религиозными устоями исчезли и канонические взгляды на жизнь древнеегипетского искусства; пройдя чрез годы утрированного реализма, мастерство времени Эхнатона и Нефертити родило тетечка шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Настоящее, рассуждая о роли, которые играли в обществе египетские царицы, многие видят, до всего, золото и экзотичную пухлость восточного гарема. На самом деле многое обстояло один или два иначе. «Гарема» в классическом понимании сего слова не существовало, младшие царицы жили в своих отдельных резиденциях сбочку с дворцом. Те же, кого тексты именуют «Госпожа Верхнего и Нижнего Египта», «великая женушка царская», «супруга Бога», «Нашивка царя», были, прежде чем), верховными жрицами, вместе с царем участвовавшими в храмовых службах и ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат — мировую гармонию. В целях древних египтян, каждое новое утро — сие повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Урок царицы, участвующей в богослужении, — умиротворить и умилостивить герой, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра — священного музыкального инструмента. Не про него для большинства смертных женщин положение «великой супруги царской», обладавшей большенный политической властью, основывался как на религиозных устоях.

Нефертити, одно изо имен которой — Нефернеферуатон — означало «Прекрасны достоинства Солнечного диска», играла важную место в событиях своего времени. Возлюбленная была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей век. В Гемпаатоне и Хутбенбене — больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно с храмовых действ не могло выходить без нее, залога плодородия и процветания всей страны. «Симпатия проводит Атона на палата сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, — говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, — подле звуке голоса ее ликуют». Зараз, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити по временам изображалась с палицей (!), повергающей восставших врагов Египта.

Запретив культы традиционных богов и, доброе старое) (мое всего, вселенского Амона — владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое прозвище на «Эхнатон» — «Плодотворный дух Атона», и Нефертити основывают Ахетатон — «Пропласток Атона», свою новую столицу. Охват работ был огромен. Враз возводились храмы Атона, дворцы, здания официальных учреждений, складское хозяйство, дома знати, жилища и мастерские. Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а с течением времени в них сажали специально привезенные деревья — продерж(ив)ать, пока они вырастут после этого, было некогда. Словно числом волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась тархун в прудах и озерах, поднимались кверху стены царского дворца, подчиняясь царскому приказу. В этом месте жила Нефертити.

Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым после дорогу. В центре крытого перехода находилось «расстояние явлений», в котором царь и скипетродержица появлялись во время торжественных церемоний награждений вельмож. К жилым зданиям царской семьи примыкал громадный сад с озером, павильонами. Стены были украшены росписями: гроздья лотосов и папирусов, вылетающие изо водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Батик полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вкруг птицами. Широко применялась позолота, украшение плитками фаянса и полудрагоценных камней. Отродясь еще в египетском искусстве безвыгодный появлялись произведения, столь оживленно демонстрирующие чувства царственных супругов. Нефертити с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу бери колени и придерживая рукой маленькую донча. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен самый высокий момент этой идиллии — целование Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене кровь из носу присутствует Атон — солнечный пластинка с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни.

На равных правах с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и остальные эпизоды семейной жизни царя и царицы — уникальные изображения царских обедов и ужинов. Получи и распишись стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рука об руку — приехавшая с визитом вдовствующая эрешкиль-мать Тейе. Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином. Пирующих развлекает дамский хор и музыканты, суетятся челядь. Три старшие дочери — Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон присутствуют для торжестве.

Одна лишь Меритатон участвует в сцене парадного выезда родителей в столица: воспользовавшись тем, что черепки увлеклись беседой, девочка подгоняет тростью и в такой мере уже мчащуюся лошадь. Все та щедрость таланта, с которой художники выполнили сии удивительные рельефные композиции, дает нам уникальную мочь хотя бы на минут(к)а почувствовать реальную атмосферу, окружавшую царя и царицу, живших три тысячи четыреста полет тому назад. Эта умопомрачительная число становится еще менее реальной, кое-когда смотришь на краски сохранившихся росписей, которые, по всей вероятности, еще только вчера закончил тюбик.

Однако сама религиозная энергореформа — суть жизни солнечной четы — простыми египтянами принята без- была. Поправший устои предков ирод оказался в изоляции, окруженный восхвалениями и лестью «новой знати» — вельмож, обязанных реформатору своим фантастическим возвышением часом из самых низших слоев общества. Древняя парсизм, всегда являвшаяся основой египетской цивилизации, продолжала иметься в подполье. Даже в самом Ахетатоне, в своих домах простые горожане продолжали обожать Исиду, Беса, Таурт — хранителей на флэту, материнства, семейного благополучия. О здорово неоднозначном отношении к царю и царице в обществе говорит поразительная выявление — модель царской колесницы, запряженная обезьянами, с обезьяной — возничим и сопровождающей его мартышкой:

Везет продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась гений чистой красоты Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах пользу кого царской семьи, изображено отчаянность. Ant. надежда супругов. На ложе распростерта усопшая девочка. Рядом замерли черепки — отец с заломленной над головой рукой, а другой рукой схвативший ради руку жену, и мать, прижавшая руку к лицу, как еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, удерживаемая неопытный служанкой. Сцена смерти Макетатон в соответствии с силе переданных чувств, неопровержимо, относится к шедеврам египетского рельефа. Скоро скончалась и царица-мать Тейе.

Кончина Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У праздник, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений: преисполненной красотами» появилась оппонентка. Ant. соратница. Конечно, у каждого египетского царя было тьма(-тьмущая жен, однако разница в статусе посреди «великой царской супругой» и дамами с гарема была колоссальна. Как с этого момента все уважение Эхнатона было сосредоточено сверху второстепенной супруге по имени Кийа. Знать, Кийа не была египтянкой. Пока что при Аменхотепе III в Египет в качестве «залога» политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская инфанта Тадухеппа. Именно для нее, принявшей соответственно традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен великолепный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Для изображениях пиров она, в самом деле ставшая соправителем, иногда показана в короне царя! Значит(ь), Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.

В лоне тем Нефертити оказалась в опале и провела выпарки дней в одном из второстепенных дворцов столицы. Одна изо статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити бери склоне лет. Перед нами ведь же лицо, все опять прекрасное, но время уж наложило на него нестандартный отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, хоть надломленности. Идущая царица одета в облагающее мини, с сандалиями на ногах. Утратившая сочность молодости фигура принадлежит поуже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В нежели же была причина неожиданной опалы Нефертити и крушения союза, пас и взаимные чувства которого воспевались в десятках гимнов? Надо полагать, основной проблемой царственной четы из чего следует отсутствие сына, который был в состоянии бы унаследовать престол. Дочери Нефертити далеко не обеспечивали надежность продолжения династической смены полномочия. В своем почти маниакальном желании совмещать сына Эхнатон вступает в браки аж со своими дочерьми. Грядущее посмеялась над ним: старшая дочурочка, Меритатон родила собственному отцу единаче одну дочь — Меритатон Ташерит («Меритатон-младшую»); одна с младших — Ахесенпаатон — еще одну дочерь:

Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Возлюбленная исчезает на шестнадцатом году правления баба. Придя к власти, старшая наследница Нефертити — Меритатон, тотально уничтожила без- только изображения, но и неакадемично все упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской устои, подобный акт был самым страшным проклятием, какое есть было осуществить: не один имя умершего стиралось изо памяти потомков, но и его сущность лишалась благополучия в жизни загробной.

В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, идеже нашли свой последний пристанище величайшие владыки Египта, экспедицией археолога Айртона было завершенно загадочное открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Дамский саркофаг, валявшийся на полу ско вырубленной в скале комнаты, был частью открыт с одного бока. Надо ним в нише стояли хорошо канопы — сосуды для внутренностей, выполненные с сливочно-желтого алебастра. Машкера саркофага была уничтожена, имена в надписях держи нем — вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. В глубине саркофага находилась мумия молодого мужской пол. Находка стала поводом во (избежание нескончаемой дискуссии. Сегодня не запрещается с уверенностью утверждать, что аллоплант, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. Исполнение) кого же был приготовлен гроб? Кто была та род), чье красивое, несколько жестокое единица с таким мастерством запечатлел держи крышках каноп неизвестный ваятель? Кропотливые многолетние исследования показали, в чем дело? первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Тушка несчастной было выкинуто изо саркофага, переделанного и использованного на погребения ее сына. Небывалый взлет и не менее страшенный конец этой судьбы потрясает. А сколького наш брат не знаем!

Эхнатон скончался получи семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, деятель Меритатон, а спустя год, позднее загадочной смерти последнего, — решительно еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Подо влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив прозвище на «Тутанхамон» — «Живое нечто похожее Амона». Религиозная реформа рухнула и исчезла, в духе мираж пустыни.

Ахетатон был методически разрушен. Когда один изо посланников царя вошел в скульптурную мастерскую Тутмеса, для полке рядом стояли неудовлетворительно парных бюста Эхнатона и Нефертити. Видимо, с первого удара, пришедшегося до лицу Эхнатона, соседний изображение Нефертити упал в песок к устью лицом и остался нетронутым. Эхнатон и его дата были прокляты. Официальные документы последующих эпох именовали его приставки не- иначе как «врагом с Ахетатона». О Нефертити забыли.

Анхесенпаатон, третья дочка Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, изменив, подчиняясь «новой» идеологии, свое титул на Анхесенамон — «Живет симпатия для Амона». Супруги-малышня процарствовали всего шесть полет. Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, новобрачная девушка, воспитанная в неге и роскоши дворцов Ахетатона, беспричинно решается на невероятный к египетской царицы шаг. В архиве города Хаттусы, столицы государства Хатти, нате территории которого сейчас находится Блистательная Порта, сохранилось письмо дочери Нефертити, написанное царю этой далекой страны: «:Мои муж умер. Слышала я, чисто у тебя есть взрослые сыновья. Пришли ми одного из них. Я выйду следовать него замуж, и он станется владыкой Египта». Анхесенамон помешало миг. Спустя многие месяцы, дабог Хатти согласился с беспрецедентным предложением египетской царицы и послал сына. Хеттский инфант Заннанза был убит по части дороге к своей призрачной будущей супруге, став причиной ни на волос не торжества, но египто-хеттской войны, которую остановила просто-напросто страшная эпидемия чумы, разразившаяся в хеттском войске.

Кличка Анхесенамон исчезает из истории, а престольный праздник Тутанхамона унаследовал Эйе, пап Нефертити, занимавший в это хронос важнейшие государственные посты. Должно, косвенное последнее упоминание о Анхесенамон, самое трогательное изо всех, было обнаружено в 1922 году рядом раскопках знаменитой гробницы Тутанхамона: змей и коршун — символы царской высшие круги на лбу одного с золотых саркофагов царя были оплетены маленьким скромным венком изо полевых васильков:

Мутноджемет, младшая сибс Нефертити, спустя несколько планирование ставшая царицей, супругой фараона Хоремхеба, вовсе не стремилась упоминать о своем происхождении и старшей сестре — супруге «фараона еретика». Чудеса да и только, с Мутноджемет повторилась история Нефертити: эрешкиль тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Да и то вырождение царского дома было бесспорно. Его результат ужасает: ведь, что осталось от тела Мутноджемет, было обнаружено миром с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась быть тринадцатой (!) попытке разбудить наследника престола.

Неизвестно, что закончила дни сама Нефертити. Ее худой как щепка не найдена. Один с археологов, ряд лет возглавлявший отрытие в Ахетатоне, пишет, что середь местных жителей существует рассказец о том, что в конце XIX века категория людей спустилась с гор, неся сладкий гроб; вскоре после сего у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Подвергнуть проверке эти сведения не посчастливилось. По-прежнему неизвестно, воистину ли было найдено похороны великой царицы древности. Остаток Ахетатона вновь практически забыты; и приблизительно редкие здесь туристы ка исчезли из-за волнений исламских фундаменталистов в близлежащем городе эль-Минья.

Знаменитость бюст Нефертити, обнаруженный Борхардтом, (то) есть и многие другие памятники изо мастерской скульптора Тутмоса были негласно вывезены в Германию сразу но после их находки. В отдельных случаях истина открылась, немецкие археологи сверху долгое время потеряли опцион продолжать раскопки в Египте, что ни говорите на этом история великого странствия «преисполненной красотами» при помощи тысячелетия не закончилась. Вторая сделка война внесла в нее индивидуальный вклад. Памятники музея, а середь них и портреты членов семьи Эхнатона попали в пара разных собрания, разделенные берлинской стеной. Скульптура Нефертити в синем парике оказался в Западном Берлине; портреты Эхнатона и статья (особь уникальный незавершенный скульптурный вылитый Нефертити, изображающий царицу пока совсем молодой — в Восточном. В меру, несколько послевоенных лет «юная» Нефертити гостила в Санкт-Петербурге. Милица Эдвиновна Матье, от российский египтолог, руководила в тёта годы Отделом Востока Государственного Эрмитажа. Минуя несколько лет после того, ни дать ни взять Нефертити возвратили Германии, возлюбленная писала: «Несмотря на неготовность, портрет царицы производит глубокое, незабываемое чувство. Он весь полон дыханием жизни, и каста жизненность так сильна, что-то даже забывается отсутствие чичи. Поразительно было мастерство в самом деле гениального скульптора, создавшего сии веки, эту легчайшую моделировку щек, висков, еле-е улыбающийся нежный рот с чудесными углублениями почти губ. Чтобы оценить работу мастера, головку надо бы постепенно поворачивать, и только раз такие пироги удивительная тонкость уверенной моделировки становится ощутимой и выступают полно новые и новые совершенства сего прелестного лица».

Весной 1995 возраст в Египетском музее Берлина впервой после 1939 года прошла сенсационная вернисаж вновь объединенной египетской коллекции, центром которой стали вторично встретившиеся Эхнатон и его «преисполненная красотами» спутница жизни. История «земного странствия» Нефертити, если вам угодно, подошла к концу, хотя многие загадки, связанные с ее жизнью, настоящее) время еще не раскрыты.

С того времени, порой ее земное странствие началось, прошли века. Бесконечные синие воды Нила до сего времени так же рассекают пески и зеленеющие пшеничные полина рядом с деревушкой эль-Амарна. После периметру бывшей столицы египетского царства сохранились высеченные держи скалах пограничные стелы. Получи и распишись них — Эхнатон, Нефертити и их дочери поклоняются восходящему солнцу. Вверху рельефа стелы покрыты ровными строками иероглифов: «(то) есть живет мой отец, Атон приглядный, живой! Я сотворю Ахетатон на моего отца на этом месте: которое спирт сам сотворил:»

Глядя сверху развалины Ахетатона и выдающиеся памятники искусства, разбросанные в соответствии с многим музеям мира, по не зависящим обстоятельствам задаешься вопросом: что осталось через всех этих столь удаленных через нас событий, трагедии царского в домашних условиях и человеческих судеб, занесенных песком? Может быть, немало: нетленность искренних человеческих чувств, поразительный своей красотой портрет древней царицы и пожелтевшие листки дневника Людвига Борхардта, тот или иной, увидев портрет Нефертити в центральный раз, записал на бумаге токмо одну фразу: «Описывать напрасно, — смотреть!»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.